Мировая премьера скрипичного концерта Виктора Кисина в Брюсселе

В Брюссельском   Дворце Искусств состоялось первое исполнение  Концерта для скрипки с оркестром русско-бельгийского композитора Виктора Кисина.

Этот концерт знаменателен еще и тем, что он объединил на сцене Дворца Искусств трех выдающихся русских музыкантов.

С 2012 года главным дирижером Бельгийского национального оркестра стал маэстро Андрей Борейко, выпускник Санкт-Петербургской Консерватории, продолжающий свою дирижерскую карьеру в Германии. В частности, он является музыкальным  руководителем Дюссельдорфского Симфонического оркестра.   

Солировал Гидон Кремер, выдающийся музыкант, уроженец Риги, лауреат Конкурса имени Чайковского (1970 год), руководитель  созданного им оркестра Кремерата Балтика (1997 год), с которым он выступает по всему миру.

Виктора Кисина и Гидона Кремера связывает многолетняя дружба, и свой  Скрипичный концерт композитор посвятил Гидону Кремеру.

Гидон Кремер отдает предпочтение музыке нашего времени, регулярно выступая с произведениями  Альфреда Шнитке, Арве Пярта, Софьи Губайдуллиной, Филиппа Гласа и Джона Адамса. В 2007 году «Кремерата Балтика» исполнил скрипичное произведение Виктора Кисина «Баркарола», также посвященное Гидону Кремеру.   

Виктор Кисин –выпускник Санкт-Петербургской консерватории был известен в Росси как автор музыки  к фильмам и театральным спектаклям. Его музыка звучала  в 50-ти  фильмах, созданных на Ленфильме. Он работал со многими выдающимися режиссерами. Достаточно привести такие имена как Константин Лопушанский,  Виталий Масленников, Илья Авербах, Виталий Мельников. Динара Асунова, чей фильм «Пацаны» пользовался особой популярностью и получил целый ряд международных наград.

Он уехал из России в 1990 году. Поселившись в Бельгии, он установил контакты с местными оркестрами и музыкантами и получил ряд заказов. За годы жизни в Бельгии его репутация росла, его произведения звучали в концертных залах Америки и Европы. В Бельгии композиции Виктора Кисина регулярно  исполняются  на фестивалях современной музыки. В июне 2012 года его  произведение ‘Caprice’ исполняли молодые скрипачи, участвовавшие в  Международном музыкальном конкурсе имени королевы Елизаветы. Его также исполнял Андрей Баранов – лауреат Конкурса 2012 года, еще один  выпускник Санкт-Петербургской Консерватории.

Как сказал Кисин, он считает его постижение ‘Caprice’  самым глубоким и наиболее отвечающим композиторскому замыслу. 

Накануне концерта в Брюссельском Дворце Искусств Виктор Кисин рассказал, как появилась идея произведения,  о самом концерте и какую реакцию он надеется услышать от публики.«Мне давно хотелось написать скрипичный концерт. Этот концерт не первый, и даже не второй, а  по сути дела третий. Но предыдущие  два я не называю концертами. Первый  был исполнен оркестром New World symphony  во Флориде в начале 2003 года. Второй скрипичный концерт «Баркарола» была написан в 2007 году для Гидона Кремера. Название я заимствовал  из «Венецианских тетрадей» Иосифа Бродского. Но у меня была мечта написать скрипичный концерт на 30 минут для большого  оркестра. И тут все получилось.

Бельгийский симфонический оркестр идеально подходит для исполнения струнных произведений. Музыканты  накопили большой опыт работы со скрипачами-солистами, потому что в течение ряда лет оркестр аккомпанирует участникам Международного Музыкального Конкурса имени королевы Елизаветы. Большую роль сыграл приход в оркестр Андрея  Борейко.  Он мне  сразу предложил написать для них скрипичный концерт».

— Что вы можете сказать о построении концерта?

 — «Я его представляю как классический концерт, хотя по сравнению с  классическими трехчастными моделями он одночастный.  Я решил избежать трехчастной композиции, так как у меня в произведении одна идея, и мне не хотелось ее разбивать. Концерт начинается с короткого речитатива, который исполняет скрипка.  Речитатив- эмбрион  всего концерта. Для композитора самое трудное и самое важное найти тот зародыш, из которого вырастет все произведение.

Концерт написан как роман. В романе можно переворачивать страницы, возвращаться назад, останавливаться, снова читать. То же самое можно делать в концерте. Его тоже можно перелистывать как страницы романа. Я говорю, что концерт моно тематический. Но в нем есть три больших главы, которые существуют как тень  классической модели.

Первая глава — двойная экспозиция. Вторая глава  – разработка. Третья глава – кода, в которой солист подводит итог сказанному и рассказывает слушателям, что происходит после  каденции». 

Музыка – единственное искусство, которое дает возможность вернуться в прошлое и сделать его настоящим.  Это как бы остановившаяся вертикаль времени. Например, ты сидишь в поезде, а поезд, стоящий на соседних путях, начинает двигаться,  и тебе кажется, что это твой поезд поехал. Тут два одновременных действия – настоящее и прошедшее.

Или ты просыпаешься после глубокого сна и в первые секунды не понимаешь, где ты. Тут технически время двигается одновременно вперед и назад.

Если мы сравним концерт с романом, то можно назвать  концерт  романом от первого лица- солиста.  Гидон  все время присутствует на сцене, и он рассказывает свою историю. Он раскрывает повествовательный момент, который скрывается в музыке».

После премьеры  в Бельгии в мае будущего года концерт будет исполняться в Берлине.  

Была известная логика в том, что Виктор Киссин поселился в Брюсселе. Благодаря существованию Международного Музыкального Конкурса имени королевы Елизаветы  Бельгия много лет назад стала Меккой для русских музыкантов. В советские времена многие лауреаты конкурса оставались  в Бельгии. Позже они продолжали выбирать Брюссель, Антверпен, Гент для продолжения карьеры. Виктор Киссин выбрал страну, где у него были друзья, где он надеялся писать произведения, которые могли звучать в концертных залах.

В мае в Санкт Петербурге впервые после отъезда Виктора Киссина будет звучать его музыка. Санкт-Петербургский филармонический оркестр будет исполнять ‘Postscriptum’, произведение, им написанное для  оркестра Сан Франциско  в 2010 году. 

Заканчивая наш разговор, Виктор сказал: «Я обязательно поеду в Петербург. Меня там не знают как композитора, так как, живя в России, я писал музыку для фильмов».  

 Лариса Докторова

Мировая премьера скрипичного концерта Виктора Кисина в Брюсселе: 1 комментарий

  1. К рассказу о Викторе Киссине и Гидоне Кремере можно добавить вот что: 6 ноября 2017 года концерт для скрипки с оркестром, который прозвучал в Брюсселе, был сыгран Гидоном Кремером в Киеве с украинским оркестром, дирижёром был Роман Кофман. Зал Киевской филармонии был переполнен. пришлось добавлять ряды кресел. Остаётся только пожалеть, что ведущая концерта ни словом не обмолвилась об авторе, мало знакомом меломанам Украины, об особенностях его творчества. Новая музыка требует предварительной подготовки, чтобы её оценить по достоинству. Увы, не было ни соответствующей рекламы, ни сведений о композиторе.
    Неудивительно, что можно было услышать реплику: «Что, известный пианист Кисин написал концерт для скрипки?!» Огромная благодарность давнему и слаженному музыкальному тандему Гидон Кремер — Роман Кофман за царский подарок ценителям Музыки!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *