Перстень дома Романовых ушел в неизвестность

Российский аукционный дом провел Второй антикварный аукцион. Продано 66 из 160 лотов. Самый ценный лот — подарочный перстень от кабинета его императорского величества в ознаменование 300-летия Дома Романовых продан за 1 380 000 рублей.

Общее число лотов прошедшего аукциона – 159, продано 66, хотя общую сумму выручки от продажи организаторы не обнародовали.

Один из лотов — декоративный поднос «Охотничья сцена» (фарфор, подглазурная роспись. Россия, Императорский Фарфоровый Завод, 1893-1895 годы) — был снят с аукциона по просьбе Павловского Дворца-музея и продан в коллекцию музея по согласованной с владельцем цене.На аукционе продано 26 живописных работ, 5 графических, 8  икон, 27 предметов декоративно-прикладного искусства, в том числе 16 ювелирных изделий.

По мнению экспертов, второй аукцион был менее представительным по составу произведений, чем первый, и результат закономерно дал организаторам пищу для размышления.

По словам генерального директора Российского аукционного дома Андрея Степаненко,

итоги аукциона преподнесли ряд сюрпризов. «Дело в том, что мы сформировали коллекцию с упором на антикварную живопись и иконы. Первое – отчасти было риском, так как на предыдущем аукционе живописные лоты отнюдь не были в числе востребованных. А второе – коллекция иконописи – появилось как раз благодаря успеху декабрьского аукциона.

Но торги продемонстрировали ровно обратную тенденцию – живопись вызвала живой интерес, а из 47 икон удалось продать только 8. Из них наиболее дорогие – «Илия Пророк», проданная за 920 тыс. рублей, и икона «Богоматерь Тихвинская» в серебряном окладе – за 793,5 тыс. рублей.

Если говорить о живописи, из русских художников хорошо был продан Николай Дубовской «Вечер. Дорога у двух хат», Юрий Клевер «Зимний пейзаж», две прекрасные работы Андрея Николаевича Шильдера «Ноябрь» и «Первый снег», картина Николая Петровича Богданова-Бельского «Пасха бобыля».

К сожалению, картины Бориса Григорьева, Александра Маковского и Филипа Малявина не удалось продать – возможно, тому причиной высокая оценка, возможно, то, что тратить большие деньги и приобретать дорогостоящие лоты коллекционерам привычнее пока на Christie’s и Sotheby’s. Но мы рассчитываем со временем приучить антикварное сообщество к существованию сильного внутреннего антикварного рынка.

Если обобщить результаты двух проведенных аукционов, то можно отметить, что хорошим спросом пользуется антикварная живопись в сегменте до 2,5 млн. рублей, и как максимум – до 5 млн. рублей. Это не значит, что мы откажемся от авторов и произведений первой величины, мы по-прежнему, будем предлагать их нашим клиентам, но это значит, что сейчас от нас ждут качественной живописи, с подтвержденной подлинностью, в среднем ценовом сегменте. И мы будем делать на нее упор. На вчерашних торгах именно она пользовалась наибольшим спросом.

Очень порадовали результаты продажи автолитографий Евгения Чарушина. Считается, что жанр авторской литографии не востребован российскими покупателями, немоден и не пользуется спросом на рынке.  Однако на вчерашних торгах две автолитографии к книге детских стихов Маршака «Детки в клетке» ушли по ценам, в шесть раз превышающим стартовые.

Ожидаемым спросом пользовались предметы декоративно-прикладного искусства и ювелирные изделия, особенно от мастерской Фаберже. Из 19 выставленных на продажу ювелирных изделий продано 16. Среди них — Подарочный перстень от кабинета его императорского величества».

Самый интересный предмет аукциона — подарочный перстень от кабинета Его Императорского Величества в ознаменование 300-летия дома Романовых Золото, серебро, 1 бриллиант старой огранки, алмазные розы. Он был изготовлен Фирмой Фаберже в Санкт-Петербурге век назад и продан на этом аукционе за 1млн 380 тыс. рублей, что соответствует диапазону его предварительной оценке. Кто стал обладателей реликвии, осталось тайной. Но, будем надеяться, перстень остался в России.

Перстень очень красивый. Он изготовлен из золота 56 пробы, увенчан серебряной накладкой в виде двуглавого орла, инкрустированной бриллиантом и алмазными розами. На шинке — юбилейные даты царствования Дома Романовых: «1613» и «1913». Перстень находится в оригинальном кабинетском футляре красной сафьяновой кожи с золотым двуглавым орлом на крышке.

Клейма: «α, женский профиль в кокошнике вправо, 56»; «AT»; дополнительное клеймо — «женский профиль в кокошнике вправо» в овале. Также имеется фирменный процарапанный инвентарный номер — 4177.

Мастер Альфред Тилеман (?-1910) немец по происхождению, возглавлял одну из мастерских фирмы Фаберже. Мастерская располагалась на Морской улице, 24 (Дом Фаберже), специализировалась на производстве миниатюрных изделий (подвески в виде пасхальных яиц, ордена, наградные жетоны и т д). После смерти ювелира в 1910 году мастерскую возглавил его сын Карл Тилеман.

В 1913 году в России необычайно пышно праздновалось 300-летие Дома Романовых. И хотя главные официальные мероприятия были назначены на 21-24 февраля 1913 года, подготовка к юбилею началась за три года до торжества, когда был учрежден «Комитет для устройства празднования трёхсотлетия царствующего дома Романовых», председателем которого был назначен А. Г. Булыгин — член Государственного совета и гофмейстер высочайшего двора. Множество церемониальных мероприятий состоялось по всей стране: в ознаменование юбилея закладывались храмы, памятники, обелиски. 300-летие дома Романовых стало поводом для благотворительных акций по всей Российской империи, чему положил начало Николай II. Он объявил амнистию многим заключённым, простил всем подданным долги по налогам.

В период времени между 16 и 27 мая 1913 года Император вместе с августейшей семьёй посетил целый ряд местностей, в которых триста лет тому назад происходили события, связанные с воцарением царя Михаила Фёдоровича. Высочайшие особы проследовали из Нижнего Новгорода в Москву, тем историческим путём, которым шло в 1612 году ополчение Минина и князя Пожарского освобождать Москву и Русь от иноземного засилья и смуты.

В связи с праздником были выпущены юбилейные медали, монеты, марки, открытки, ювелирные изделия, предметы домашнего обихода, на которых были изображены двуглавые орлы, число «300», даты «1613»и «1913». Кроме того, Кабинетом Его Императорского Величества у лучших российских ювелиров было заказано множество памятных подарков для официальных лиц, чиновников, гражданских и военных служащих. Все изделия, преподносившиеся в качестве кабинетских подарков, помещались в особые футляры красной сафьяновой кожи с изображением двуглавого орла на крышке.

В архивных документах Кабинета Его Императорского Величества имеются сведения лишь о шести подобных перстнях, заказанных у Фаберже. В период с ноября 1913 года по февраль 1914 года такие подарки были вручены инженерам Комарскому и Нагорскому, дворянину Бартрану, чиновнику Мельникову и офицерам Кирпичеву и Баучисаритскому. Чей перстень продавали на этом аукционе, неизвестно.

Но факт, что перстень представляет собой уникальную историческую, коллекционную и художественную ценность. За последнее время аналогичный предмет продавался на аукционе лишь один раз — в 2003 году

Среди живописных работ самой дорогой оказалась картина Юлия Клевера (1850-1924).

«Зимний пейзаж», написанный в 1914году. Он был продан за 4 млн. 830 тыс. рублей при начальной цене 2 млн. 700 тыс. рублей.

Юлий Клевер — не самый широко известный художник, но в 1870 году за живописные этюды «Из Дерпта» и «Из Царского Села» был награжден малой и большой серебряными медалями. В 1876 году за картины «Зима» и «Первый снег» получил звание классного художника 1-й степени. В 1878 году за картину «Заброшенный парк в Мариенбурге» был удостоен звания академика. В 1881 году за картину «Лес» получил звание профессора Императорской Академии художеств (ИАХ).

Участвовал в выставках ИАХ, Московского общества любителей художеств, Санкт-Петербургского общества художников, Общества поощрения художеств, также экспонировал свои работы на Всемирной выставке в Вене (1873), Международных выставках в Филадельфии (1876), Берлине (1880, 1883, 1888) и Мюнхене (1879, 1888, 1891), Парижском Салоне (1882, 1884).

Благодаря высочайшему живописному мастерству, работы художника были востребованы заказчиками и являлись предметами коллекционирования еще в конце XIX – начале ХХ веков. Несколько работ Ю.Ю.Клевера приобрел в свою коллекцию П.М.Третьяков. Подлинность картины «Зимний пейзаж»была подтверждена экспертизой Государственного Русского Музей.

Интересно, что на Втором аукционе отсутствовали картины современных художников, которые украшали Первый аукцион. По словам Андрея Степаненко, это сделано сознательно, так как современная живопись не пользовалась спросом. «Мы не хотим устраивать конкуренцию с художественными галереями, ведь картины можно купить и там и просто у самого художника».

Среди существующих в России аукционных домов генеральный директор Русского аукционного дома конкурентов не видит, а с мировыми аукционными домами просто пока не равняется. Но Андрей Степаненко видит большой потенциал в развитии торговли антиквариатом внутри России, при условии изменения некоторых норм законодательства в сфере культуры.

Елена Дружинина

Перстень дома Романовых ушел в неизвестность: 6 комментариев

  1. Здравствуйте, Елена. Можно ли Вам задать вопросы по мейлу? Спасибо

  2. Здравствуйте, Елена. Извините, за задержку. Обычно никто не реагирует на коментарии. Вашего мейла у меня нет, если здесь писать, то сможете удалить мои вопрос/вопросы с этой страницы? Мой мейл Вам виден?

  3. Мой вопрос лично к Вам.
    А подобные перстни не исчезают навсегда. При нашей жизни, возможно, перстни не проявятся, но однажды… Вот например:
    http://sammler.ru/index.php?showtopic=34909
    http://www.znak-auction.ru/limg2.htm?c=9ba60a
    http://statehistory.ru/books/TSarskie-dengi—Dokhody-i-raskhody-Doma-Romanovykh/14
    http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/04/2009/hm4_2_278_2.html
    http://www.diary.ru/~Belinda1981/?order=frombegin&tag=926090
    http://blogs.bashtanka.info/viewdn.php?id_d=89&id=12

  4. Виноват. Скажите Елена, история Вашей фамилии связана как-то с ювелирной темой? Полагаю, если связана, то Вы поймете о чем мой вопрос. Меня интересует исключительно генеалогическая тема.

  5. Сайт Sovrisk.gallery приглашает ценителей красоты окунуться в удивительный и загадочный творческий мир, это портал о современном искусстве, которое создают окружающие нас талантливые люди. смотреть картины современных художников. Наш портал призван показать неизвестные картины наших художников. С помощью нашего сайта появляется возможность для современного художника показа своих работ, здесь можно общаться с экспертами и экспозиционерами, остальными талантами.

    Sovrisk.gallery — это лучшая галерея отечественных художников в России. арт галерея художников. Мы знакомим наших граждан с различными стилями и направлениями искусства. На нашем сайте размещены работы маринистов, анималистов, абстракционистов, графиков, живописцев и фотографов. Наш сайт – хорошая площадка для общения талантливых людей, здесь можно завести выгодное знакомство, поговорить о проведении выставки работ.

    Наша площадка будет также полезной и для уже известных художников, здесь они могут показывать свои новые произведения широкой массе пользователей. молодые художники современное искусство. У нас на сайте вы сможете увидеть картины и другие работы в онлайн-режиме, оставлять высказывания к произведениям и комментировать картины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *