Музыка – аллегория сада и наоборот

На фестивале Earlymusic с большим успехом выступил московский оркестр старинной музыки Pratum Integrum, что в переводе означает «некошеный луг». Музыканты блеснули не только исполнением музыки, но и словом. Основатель оркестра Михаил Серебряный прочел завораживающую лекцию «Аллегория и сады».

«За этот ад, за этот бред, пошли мне сад на склоне лет», — писала Марина Цветаева, и, наверняка, о том же мечтали другие жители земли во все времена, не исключая эпоху барокко. И, по словам Михаила Серебряного, именно в эпоху барокко был расцвет садового и музыкального искусства Европы. Самый известный сад эпохи барокко – в Версале служил площадкой для изумительных концертов барочной музыки. Кстати, наш Петергоф относится к дворцовому парку именно барочного направления. В истории культуры известны даже человеческие трансформации музыкального и садового искусства. Например, композитор Георг Талеманн был ботаником и большим специалистом по уходу за садами.  

Сад и музыка – самые стойкие взаимопроникающие аллегории на протяжении веков. Рассказ Михаила Серебряного об исторических садах и парках очень ярко подтвердил это утверждение музыкой композиторов тех времен в исполнении солистов оркестра Pratum Integrum.

Но если в этот вечер музыканты лишь обрамляли рассказ о садах и сопровождали мысленные прогулки слушателей по дорожкам и лабиринтам барочных садов, то в филармоническом концерте оркестр завладел публикой единолично. Pratum Integrum — коллектив уникальный, объединивший лучших российских исполнителей старинной музыки на оригинальных исторических инструментах. Они приезжают в Петербург регулярно, и каждый раз – это праздник для ценителей старинной музыки. На фестивальном концерте в Малом зале филармонии были исполнены три симфонии, написанные в трех странах Европы тремя композиторами: Иоганном Кристианом Бахом — младшим и любимым сыном Йоганна Себастьяна Баха, Максимом Березовским – русским, крайне редко исполняемым композитором и немцем с итальянским псевдонимиом Антонио Розетти. Кроме того, прозвучали два концерта – виолончельный концерт ля минор Карла Филиппа Эмануэля Баха (Wq.170) и клавирный концерт ре мажор Йозефа Гайдна (Hob.XVIII:11). Солировали — Павел Сербин (виолончель) и Ольга Мартынова (клавесин).

Превосходные произведения старых композиторов и высочайший уровень исполнения буквально утопил слушателей в музыке, и она была благодарна москвичам, искренне и долго аплодируя. Впрочем, оркестр всегда так принимают в Петербурге. Мы понимаем, что такое хорошо, и что такое плохо. Ждем следующего визита.

Елена Дружинина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *