Сатьяграха и Ганди в музыке

Осенью Фламандская опера представила на сцене Гентского оперного театра амбициозный проект, в котором участвовали  солисты, хор и балет театра, то есть все труппа. Речь идет об опере  Филиппа Гласса, американского минималиста, «Сатьяграха», в которой рассказывается  о юности  Махатмы Ганди, о годах, проведенных им в Южной Африке, том самом периоде, когда Ганди сформировал философию мирного сопротивления злу на основе текстов Бхагавадгиты, древнего памятника индуизма. Авторы либретто  сам композитором и Констанс  Джонг.Смысл санскритского слова Сатьяграха  многообразен, но главными его значениями являются упорство в истине и стремление к правде. С начала ХХ века оно стало связано с ненасильственной борьбой индусов за освобождения от колониальной зависимости путем мирного неповиновения  или не-сотрудничества с властями, тактика, впервые примененная Махатмой  Ганди в борьбе за независимость Индии.

В 1893 году Ганди прибыл в Южную Африку и за исключением краткосрочной поездки на родину оставался там до 1914 года. Именно в в этой стране сформировалась его  идея о необходимости разорвать  замкнутый круг насилия, ведущего к новым убийствам,  и превратить врагов в  единомышленников.

Либретто, написанное на санскрите, рассказывает об истории, политике, возможности духовного объединения единомышленников и исторических соотношениях в развитии общества. Выбор санскрита  Филипп Глас объяснял  желанием отделить вокальный текст от сценического действия.

Для композитора основополагающим было представить становление Ганди, его изучение  текстов Бхагавадгиты и последующее  участие в  социальных конфликтах ХХ века.  Текст Бхагавадгиты,  насыщенный мыслями о поисках истины и диалогами, передан музыкой Гласса, созерцательной, повторяющейся, постепенно приближающейся к раскрытию  мелодии, аналогично тому, как древние тексты постепенно ведут читателя к самопознанию.

В опере три акта, каждый посвящен историческим фигурам, последователям Ганди, и рассказывает  об их достижениях.

Первый акт называется «Столкновение и спасение» и представляет трудовую коммуну «Ферму Толстого», созданную  около Йоханнесбурга.  Молчаливый Лев Толстой  наблюдает за происходящим. Во втором акте  появляется Рабиндранат Тагор — индусский писатель и философ. Тут речь идет об издании Ганди газеты «Мнение индусов», оказавшую влияние на протесты против регистрационных документов. В третьем акте  рассказывается о демонстрации в Ньюкасле в 1913 году, в которой приняли участие  5000 человек. В последнем акте появляется Мартин Лютер Кинг, звучит  его речь «У меня есть мечта…», произнесенная на ступенях памятника Линкольну в Вашингтоне в 1963 году.

Но все действие предваряет встреча на мистическом поле города Курукшетера Ганди с Кришной и с принцем Арджуной (Кришна и принц Арджуна –собеседники из Бхагавадгиты). Именно в этой сцене  раскрывается философия, заложенная в Бхагавадгите, которую Ганди называл своим словарем.

Либретто  не следует хронологически событиям из жизни Ганди, иногда перескакивая несколько лет, потом возвращаясь и, тем не менее, продолжая свой путь. Все заканчивается 1913 годом, а в 1914 году Ганди возвращается в Индию.

Говоря о музыке Гласа, ее особенностью можно назвать повторяющийся музыкальный рисунок. Если взять либретто, то оно умещается на нескольких страницах. Тексты повторяются, как и музыка.

В оркестре нет медных и ударных, потому оркестр звучит мягко, завораживающе.

Солист начинает  соло, один инструмент, часто это виолончель, его продолжает, оркестр подхватывает мелодию, которая продолжает неспешный рассказ, но с едва уловимыми изменениями. Пытаясь вслушаться в гипнотизирующую циклическую музыку можно впасть в транс, но постоянно присутствующие на сцене танцовщики не позволяют этого сделать.  Рождается внутреннее напряжение между созерцательной музыкой и прихотливыми ритмами и разноплановыми танцевальными движения танцовщиков.

Филипп Гласс учился у Рави Шанкара, знаменитого индусского исполнителя и композитора и с ним работал. В вокальных комбинациях тоже наблюдаются повторяющиеся структуры, потому солистам приходится быть очень внимательными. Мелодии повторяются  в различных комбинациях инструментов с перескакиваниями и возвращениями.

Постановщиком спектакля стал артистический директор балетной труппы Фламандской оперы Сиди Ларби Черкауи. Спектакль можно назвать оперой- балетом, потому что  хореографические сцены большие, и танцовщики наряду с солистами и хором передают содержание оперы.

Балетной труппе понадобилось подготовить  сложную серию танцев, в которые помимо современных  европейских движений включены традиционные  индусские, где особое внимание обращается на руки.

Оркестром руководил  Коен Кессельс. Маэстро является музыкальным руководителем балетных трупп Лондонского театра Ковент Гарден и Бирмингемского оперного театра. Приглашение такого опытного дирижера подтверждает важность  танцев в этой постановке.

Постановка была осуществлена совместно с Базельской оперой и Берлинской Оперой Комише. Участие трех театров  позволило  осуществить сложную постановку с большим количеством участников и со сложной организацией сценического пространства.

«Сатьяграха» является второй из трех первых опер композитора, созданных в период между 1976 и 1984, посвященных ключевым фигурам в истории человечества.

Первая опера «Эйнштейн на берегу» была посвящена физику Эйнштейну, за ней последовала «Сатьяграха», и последней стала опера  «Эхнатон», рассказывающая о египетском фараоне  Эхнатоне, отказавшимся от традиционных египетских богов и создавший новую религию и нового бога Атона.

Филипп Гласс продолжает писать оперы, которые появляются на сценах оперных театров, но чаще они  входят в репертуар музыкальных фестивалей.

Сложные репетиции,  работа с незнакомым текстом, освоение новых танцевальных движений, а также приглашение известных солистов- специалистов по современной музыке — все это   способствовало успеху  спектакля. «Сатьяграха» уже вошла в список  вероятных победителей ежегодного европейского музыкального конкурса «Фауст».

Сиди Ларби Черкауи изменил суть оперы, сделав ее вместо статичной энергичной и живой. Его танцевальная труппа постоянно находится на сцене, вокруг сцены – хор.  Танцовщики хореографическим языком передавали происходящее,  в то время как хор на санскрите исполнял тексты из «Бхагавад-гиты».

С технической стороны все было великолепно. Сложнейшие  сценические перестановки, как например  распад пола сцены на две части, что увеличивало вдвое сценическое пространство, причем действие продолжалось одновременно на обеих половинах, и еще под сценой.

Я не перестаю восхищаться подготовленностью труппы, которую ранее я видела только в классических балетах «Щелкунчик» и «Ромео и Джульетта». Теперь она предстала в ином ракурсе, исполнив сложные ансамбли, брейк дансе, соединив их с индусскими танцами, где огромное внимание обращается на руки.

Художник по костюмам Ян-Ян Ван Эше,  выпускник антверпенской художественной академии, создал адекватные костюмы для всей труппы. Он одел танцовщиков в брюки разного оттенка синего, к этому добавил разноцветные рубашки. Главное в этих костюмах – удобство движений. Ганди на протяжении всего спектакля был в белом индусском одеянии, его жена  тоже носила индусский костюм,  их европейские друзья  красовались в европейских нарядах.

Среди солистов выделялся американский тенор Питер Тантситс, исполнивший чрезвычайно требовательную партию Ганди. Его последняя ария, в которой он поет о вечном возвращении Бога,  длилась 20 минут, завершившись удивительной кантиленой. Он считается одним из лучших исполнителей современной музыки. Японское сопрано Мари Мория исполнило роль Мисс Шлесен, роль жены Ганди Кастурбай  прозвучала в исполнении тунисской певицы Рихаб Шаеб, обладательницы объемного меццо-сопрано. В роли мистера Калленбаха выступил английский баритон  Робин Адамс.

Лариса Докторова

Гент

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *