Атмосфера кристальной прозрачности

С 7 декабря, в День Св. Екатерины, в Государственном Эрмитаже открыта монографическая выставка «Пьеро делла Франческа». Впервые россияне имеют возможность увидеть произведения «кристальной прозрачности», созданные более чем пол тысячи лет назад. Это подлинный итальянский ренессанс от монарха живописи, так называли Пьеро дела Франческо его современники.

По словам директора Эрмитажа  Михаила Пиотровского, выставка дает не просто редкую, а уникальную, возможность познакомиться с искусством мастера, поскольку произведения Пьеро делла Франческа не представлены в российских музейных собраниях. Большинство главных работ художника находится в Италии, в местах, не часто посещаемых туристами: Урбино, Ареццо, Борго Сан Сеполькро. По оценке Михаила Пиотровского, Пьеро — художник удивительной красоты и честности, великий мастер и теоретик перспективы. Он умеет создать в своих произведения. необыкновенную по кристальной прозрачности прозрачности. Красота его картин утончена и не пышна, тщательность рисунка точна и не слащава.

«Открытие» Пьеро делла Франческа произошло лишь в середине XIX века. До этого его произведения часто приписывались другим мастерам либо, разбросанные по провинциальным местечкам Италии, не привлекали к себе особого внимания. В наши дни интерес к творчеству Пьеро делла Франческа велик, а сам мастер рассматривается как ключевая фигура итальянского кватроченто.

Пьеро делла Франческа (1412 (?) – 1492) родился в небольшом селении (впоследствии ставшем городом) Борго Сан Сеполькро. Работал в разных центрах Италии – Флоренции, Ферраре, Римини, Риме, Урбино, Перудже, но всегда предпочитал возвращаться в родной Борго Сан Сеполькро или в Ареццо, в провинции которого это местечко располагалось. Пьеро играл заметную роль в жизни Борго, его неоднократно избирали на разные общественные должности. В правительственном здании он написал фреску «Воскрешение Христа», ставшую символом города.

Молодой Пьеро познакомился с лучшими достижениями живописи, скульптуры и архитектуры своего времени, когда в 1439 году приехал во Флоренцию, которая, как и в предыдущем столетии, оставалась наиболее прогрессивным центром Италии в области культуры. Приобретенные художником глубокие познания в рисунке, композиции, перспективе, позволили ему идти дальше своим неповторимым путем, оставаясь верным методам и принципам, выработанным еще на раннем этапе творчества.

Пьеро делла Франческа работал при дворах многих итальянских властителей, в том числе и папском. Около 1450 года Пьеро находился в Ферраре, где он мог познакомиться с нидерландской живописью, в частности с произведениями Рогира ван дер Вейдена, приглашенного маркизом Лионелло д’Эсте. С нидерландскими мастерами он мог встречаться и при дворе урбинского герцога Федерико да Монтефельтро. От северян Пьеро перенял точность в передаче природы и новую для Италии технику масляной живописи.

Вершина монументальной живописи Пьеро и, шире, всего кватроченто – цикл фресок «История Истинного Креста», исполненный мастером в церкви святого Франциска, Ареццо, между 1458 и 1466 годами. Никогда прежде в искусстве Ренессанса не появлялся подобный цикл, отмеченный такой ясностью и соответствием всех форм друг другу, необычной цветовой гаммой и четкой перспективой. На выставке демонстрируется фильм, посвященный «Истории Истинного Креста», подготовленный итальянскими документалистами.

Пьеро делла Франческа был и портретистом. Имена заказчиков мастера не всегда известны, но главный из них, бесспорно –  Федерико да Монтефельтро. Пьеро создал великолепный двойной портрет Федерико и его супруги с аллегорическими сценами триумфов герцогской четы на обратной стороне досок (галерея Уффици, Флоренция). Федерико был не только правителем Урбино, но и одним из самых удачливых кондотьеров Италии. Наемные военачальники – явление типичное для итальянского Ренессанса.

Представление о подобных людях дает и «Портрет Сиджизмондо Пандольфо Малатеста» (Лувр, Париж). Когда Пьеро в начале 1450-х годов писал его портрет, Сиджизмондо  был в зените славы. Поворот моделей строго в профиль навеян Пьеро медалями. В освоении нового жанра эпохи – портрета – важным для ренессансных мастеров стали медальерное искусство и памятники античности. В луврском портрете властитель Римини представлен именно в таком ракурсе, что позволило выявить наиболее типичные особенности модели: красивое лицо с грубыми чертами свидетельствует о непреклонной воле и силе. Сиджизмондо облачен в роскошный костюм, но без украшений, ибо ему в полной мере присущи простота и сдержанность.

Такой же композиционной схемой Пьеро воспользовался, запечатлев облик сына Федерико да Монтефельтро, Гвидобальдо. Этот портрет хранится в музее Тиссена-Борнемисы, Мадрид. В очаровательном малыше с тонкими чертами и белокурыми волосами, отливающими золотом в лучах света, трудно угадать будущего герцога-тирана, кондотьера, и вместе с тем заказчика Рафаэля.

В Борго Сан Сеполькро для монастыря святого Августина Пьеро делла Франческа выполнил большой алтарь. Центральная доска его не сохранилась, четыре боковые створки разошлись по разным собраниям, три из них удалось показать на выставке: «Святой Августин» (Национальный музей старинного искусства, Лиссабон), «Архангел Михаил» (Национальная галерея, Лондон) и «Святой Николай Толентинский» (музей Польди-Пеццоли, Милан). Все фигуры даны в одном масштабе, каждая высится непоколебимо, как скала, независимо от того, кто перед нами – епископ, воин или монах. Изображая Августина, Пьеро проявил талант миниатюриста: митра и далматика святого, украшенные вышивками со сценами евангельских легенд, воспроизведены с таким ощущением достоверности, что Пьеро может конкурировать с нидерландскими мастерами в их умении передавать материальность вещей. Николай Толентинский настолько индивидуален, что несомненно – художнику мог позировать и монах, привлекший его внимание неординарной тучной фигурой и выразительным лицом. Архангел Михаил не столько ратник – «знаменосец небесного воинства», сколько куртуазный рыцарь, усыпанный драгоценностями, в котором мастер воплощает собственное представление о совершенной юношеской красоте.

Живописи Пьеро чужды повышенная эмоциональность и динамика. Он воплощает главный принцип Ренессанса: человек, исполненный красоты и достоинства, – центр вселенной, а окружающий его мир гармоничен. Бесспорный шедевр Пьеро – «Мадонна Сенигалия» (Национальная галерея Марке, Урбино) – относится к позднему периоду деятельности художника. Название картины происходит от местечка, для церкви которого она была написана. «Мадонну Сенигалия» можно расценивать как квинтэссенцию творчества Пьеро. В ней особенно отчетливо отразились главные принципы его искусства: математическое восприятие форм, выверенная пропорциональность в соотношении фигур, предметов, пространства, высокая степень обобщения, последовательное решение проблемы освещения. Прекрасна и изысканная цветовая гамма: мастер отдает предпочтение светлым, радостным тонам.

В последние годы жизни из-за слепоты Пьеро делла Франческа не мог работать как живописец и занимался теоретическими изысканиями; его трактаты, посвященные математике и геометрии, должны быть оценены наряду с заслугами в этой области Леона Баттиста Альберти, Луки Пачоли, Леонардо да Винчи.

Пьеро делла Франческа был одним из первооткрывателей законов перспективы. Среди работ Пьеро делла Франческа – уникальная рукопись «О перспективе в живописи» из собрания Фонда «Палаццо Маньяни», являющееся основой понимания всей перспективы и сути визуальных иллюзий Ренессанса.

Выставка собрана из художественных собраний Италии, Испании, Португалии, Великобритании.

Елена Дружинина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *