Фарфоровая мода от Татьяны Чапургиной

В Главном штабе открылась выставка «Фарфоровая мода от Татьяны Чапургиной». Экспозиция организована Государственным Эрмитажем и АО «Императорский фарфоровый завод».

Выставка – это эссе о взаимоотношениях моды и искусства в творчестве художника по текстилю и фарфору, скульптора Татьяны Чапургиной.

Творчество Татьяны Чапургиной расширяет привычное представление о фарфоре. В составе монографической экспозиции более девяноста разнообразных произведений, созданных художником за последние два десятилетия, среди которых не только традиционные изделия из фарфора ‒ вазы, флаконы, посудные формы, но и предметы убранства интерьера – столешницы и рамы для зеркал, фарфоровые панно-ковры, а также несколько коллекций фарфоровых платьев и аксессуаров. Впервые на выставке художник-фарфорист представлен как яркий, экспериментирующий модельер.

Мода шестидесятых годов XX столетия стала отправной точкой для первой большой коллекции платьев Татьяны Чапургиной, названной «Francisco» в честь французского модельера Пако Рабана, урожденного Франсиско Рабанеда-и-Куэрво. Для нее мастер исполнила несколько десятков фарфоровых орнаментов в лучших традициях конструктивизма, их основа – простые геометрические фигуры, ясная ритмическая структура, лаконичные контрастные фактуры. На первом плане сам материал: трансформация его фактуры, созданной из тончайших фарфоровых пластинок-пайеток блестящего, отражающего свет глазурованного фарфора и матового, бархатистого бисквита. На выставке представлены платья: «Геометрия» (2000) «Polka dot» (2000), «Легкость бытия» (2000).

Плавные, прихотливо изогнутые линии силуэтов, утонченные растительные орнаменты, созданные мастерами Art Nouveau и Jugendstil, продолжают вдохновлять современных художников. Характерные темы фарфора Татьяны Чапургиной – цветочные бутоны, символы новой жизни, и экзотические растения с длинными стеблями и пастельными цветками – ирисы, орхидеи, гортензии и полевые маки – позволяют объединить ряд разновременных работ в единую коллекцию «Belle Époque». В нее вошли не только платья, но и гармонирующие с ними пояса, воротники, вазы, элементы мебели.

Исследование художественного языка Казимира Малевича послужило платформой для коллекции «Движение белого». Каждый из ее предметов обладает своей композицией и может существовать как отдельно, так и вместе. Дополняющие и обогащающие друг друга детали собираются в архитектурный ансамбль и как бы приглашают участвовать в объемной игре, где они становятся неотъемлемыми частями целого. В этой серии показаны платья «Синий крест» (2013), «Лабиринт» (2013), «Динамическая композиция» (2013), «Белый квадрат» (2018) и другие.

Коллекция «Та-кемет» состоит из двух частей, условно названных автором «Путешествие в прошлое» и «Путешествие в будущее». «Та-кемет» характеризуется разнообразием художественных методов и приемов, однако ее язык прост и гармоничен. Платье «Синяя река. Путешествие в прошлое» (2014), из этой коллекции создано художником под впечатлением от эрмитажного собрания Древнего Египта.

Фарфоровые предметы Татьяны Чапургиной – сплетение интуитивной эмоциональности, сентиментальных историй, фантастических снов. Воплощенный замысел ее произведений всегда становится отражением внутренних переживаний автора, обнаруживая их сюжеты, лежащие в основе творческих решений.

Об авторе

Татьяна Михайловна Чапургина училась в Северо-Осетинском художественно-педагогическом училище им. К.Л. Хетагурова, затем в московском художественно-технологическом институте им. А.Н. Косыгина, в 1985-1989 годах в ЛВХПУ имени В.И. Мухиной. В 1998 году Татьяна Чапургина начала сотрудничать с Императорским фарфоровым заводом. В 2011-2013 годах являлась его главным художником.

Соб. инф.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *