VII Санкт-Петербургский международный культурный форум

Последний день VII Санкт-Петербургского международного культурного форума запомнился участникам вручением премии им. А. В. Луначарского, награждением лауреатов Европейской Театральной Премии, конференцией «Россия — Италия: диалог культур», посвященной прошлому и настоящему многогранного «российско-итальянского мира». Также состоялся торжественный вечер, посвященный 90-летию спасения Ледоколом «Красин» итальянской экспедиции Умберто Нобиле, и встреча актеров фильма «Красная палатка».

Пленарное заседание «Социально-значимое искусство. Духовая музыка»
Участники заседания почтили минутой молчания память выдающегося дирижера, первого президента Ассоциации Валерия Халилова. Эксперты представили перечень инициатив, направленных на увековечивание памяти музыканта, среди которых — установка на фасаде здания Российской Академии музыки имени Гнесиных мемориальной доски Валерия Халилова.

«Мне так приятно, что дело Валерия Халилова, выдающегося дирижера, человека, к которому я отношусь с глубочайшим уважением, живет. С 2016 года «Духовое общество» прочно встало на ноги. Сегодня в стране большое количество детских духовых оркестров: проводятся фестивали в «Артеке» — замечательное зрелище; стало доброй традицией выступления детских духовых коллективов России на Красной площади — эти представления кажутся мне грандиозными, они собирают большое количество публики, и сами ребята очень вдохновлены. Сделан еще один большой шаг: следующий Конкурс имени П.И. Чайковского будет расширен специальностью «Духовые инструменты». Для нас это важная подвижка, потому что симфонического оркестра без интереснейших духовых инструментов не бывает. В какой-то момент российские духовики отстали, потому что не было достаточной материальной базы, не было музыкальных инструментов. Мы очень плотно проработали этот вопрос с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и это тот редкий случай, когда я довольна результатами.
В рамках Форума была представлена выставка, где мы впервые увидели музыкальные инструменты отечественного производства. И сегодня в национальный проект «Культура» мы заложили пункт о приобретении полных комплектов духовых оркестров для оркестров музыкальных школ и училищ. Я бесконечно благодарна «Духовому обществу» и каждому его участнику, потому что здесь многие люди не просто профессионалы, а профессионалы-энтузиасты. Они отдают свои силы, свое сердце для того, чтобы направление развивалось», — открыла заседание заместитель председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец.

Церемония вручения XVII Европейской Театральной Премии и XVЕвропейской Премии «Театральная Реальность»
Лауреатов самой престижной европейской награды за достижения в сфере культуры чествовали в Александринском театре. Лауреатом XVII Европейской Театральной Премии стал Валерий Фокин — руководитель секции «Театр» VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, художественный руководитель Александринского театра. Специальная Премия XVII Европейской Театральной Премии присуждена выдающейся актрисе театра, оперы и кино, театральному режиссеру Нурии Эспер (Испания). Лауреатами XV Европейской Премии «Театральная Реальность» стали режиссеры Жюльен Госселин (Франция), Ян Клята (Польша), Мило Рау (Швейцария) и Тьяго Родригес (Португалия), а также восходящая звезда европейского балета Сиди Ларби Шеркауи (Бельгия-Марокко) и цирковая компания «Циркус-Циркур» (Швеция).
Лауреатов Европейской Театральной Премии поприветствовали Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский и временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов.

«Позвольте поздравить Валерия Владимировича Фокина с получением престижной Европейской Театральной Премии и с 50-летием творческой деятельности. Валерий Владимирович удивительный человек, потому что в старейшем, классическом и удивительно строгом Александринском театре он создал именно то, что требуется театру сегодня: потрясающий симбиоз классики, уважения к традициям и тексту — с современными формами, поиском молодых талантов, со всем тем, чем театр должен жить сегодня», — сказал Владимир Мединский.

«От имени жителей хочу поблагодарить всех участников VII Санкт-Петербургского международного культурного форума: за это короткое время — столько прекрасных впечатлений, столько прекрасных встреч!
Валерий Фокин 15 лет руководит Александринским театром, он сделал его другим и сделал его таким же знаменитым, каким он был раньше.
Горожане ждали Европейскую Театральную Премию, и встреча с ней получилась красивой, искренней, замечательной. Я хочу вас всех поблагодарить за это. Город гордится тем, что вы сегодня у нас в гостях», — заявил Александр Беглов.

Лекция Жоржа Баню «Театр и дух времени». Симпозиум, посвященный творчеству лауреата XVII Европейской Театральной Премии Валерию Фокину
Лекция искусствоведа Жоржа Баню «Театр и дух времени» предварила симпозиум, посвященный творчеству лауреата XVII Европейской Театральной Премии Валерию Фокину.

«Я считаю, что каждый человек в какой-то момент своей жизни должен прочувствовать дух времени, при этом оставаясь верным тем ценностям, к которым он пришел раньше. Один актер как-то сказал, что смог стать великим артистом, когда покинул автомагистраль авангарда и пошел в сторону кладбища. То есть он оставил течение авангарда и духа времени, чтобы повернуть к вечной и наиболее важной для человека теме — отношениям со смертью. Дух времени может превратиться в моду или потерять свою силу, а мы, зрители и актеры, должны следовать движению внутри нас и в то же время — трансформации, проходящей под влиянием общества», — рассказал искусствовед, Почетный Президент Международной ассоциации театральный критиков, Международный театральный институт ЮНЕСКО Жорж Баню (Франция).

Панельная дискуссия «Креативные пространства в городской среде»
Исполняющая обязанности директора отдела выставочной деятельности Ведомства музеев Катара Шейха Рим Аль-Тани отметила, что креативное пространство возникает в различных местах, и случай Катара является уникальным — процесс развития таких площадок совпал с формированием индустрии образования. Как следствие, вокруг Музея исламского искусства был заложен огромный парк, а рядом — учебный университет. В результате район стал культурной площадкой: было сформировано современное культурное пространство, которое изменило городскую среду. Эксперт отметила, что после этого возникла необходимость работать с креативной индустрией: в частности, предоставлять пространства, где современные художники могут заниматься творчеством. В случае Катара такой площадкой выступило старое пожарное депо. В основном здании возникла платформа для творческих экспериментов приглашенных художников с развитой инфраструктурой.
По мнению директора Московского Мультимедиа Арт Музея Ольги Свибловой, креативное пространство безусловно меняет город, и сегодня невозможно говорить о культурном пространстве, которое занимается только театром или музыкой. «Все перекрестно опыляет друг друга», отметила эксперт: сейчас все чаще можно увидеть ученых, которые проводят шоу, презентации, а это, в свою очередь меняет образ жизни людей.

Пленарная сессия «Имидж города: продвижение в медиапространстве»
Спикеры пленарной сессии обсудили взаимопроникновение и взаимодействие города, архитектуры и медиа в самых разных плоскостях — от метафизической до административной.

«Нужно искать способы подавать города России через медийное пространство: не только через новости, но и через кино, с тем визуальным контентом, благодаря которому о нас скажут что-то хорошее. Нам нужны не только исторические картины, но и новые киноленты.
Судьба медиапроекта определяется до его рождения: быть ему или не быть. Проект должен сначала быть в медийном пространстве, только потом в реальном. Это оказывается важнее, чем другие факторы, важнее даже участия архитектора. Проект неудачен, если он неправильно позиционирован в медийном поле», — рассказал руководитель секции «Креативное пространство и городская среда», главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

«В 2017 году почти 80 миллионов путешественников выбрали направления на основе кино и сериалов. Интересно, что пользователи, которые выбирают место своего путешествия исходя из медиапродуктов, являются очень активными пользователями соцсетей. Таким образом, маркетинговый эффект, эффект того, что человек побывал где-то и рассказывает об этом большому количеству людей, имеет гораздо большее влияние. Медиа влияет на экономику городов и стран», — поделилась председатель Комитета по туризму города Москвы Екатерина Проничева.

Круглый стол «Возрождение усадебного наследия России: результаты, партнерство, перспективы»
Сейчас в России существует свыше двух тысяч «забытых» усадебных комплексов. За счет частных инвестиций при поддержке региональных и муниципальных властей усадьбы вновь могут стать действующими центрами культурного развития по всей территории — от Дальнего Востока до Калининграда. Созданный для этих целей проект «Возрожденные усадьбы России» полностью соответствует задачам «Основ государственной культурной политики» и социально-экономического развития регионов.

«Вчера прошла утренняя встреча с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Ольгой Голодец, где нам удалось донести проблемы и вопросы, которые беспокоят коллег из Ассоциации владельцев исторических усадеб. В результате мы перешли от обсуждений к действиям в проектном масштабе, получили поддержку, принятие того, что вопрос возрождения этих культурных объектов должен стать приоритетным», — поделился руководитель рабочей группы Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации по вопросам государственной охраны культурного наследия и музейного дела Михаил Лермонтов.

Конференция педагогов Европейского союза театральных академий (E:UTSA)
Европейский союз театральных академий (Europe: Union of Theatre Schools and Academies) был создан в 2011 году в Санкт-Петербурге во время вручения Европейской Театральной Премии. Сейчас в союз входят 16 крупнейших профессиональных театральных школ со всего мира. Во время заседания руководители школ обсудили обмен методическими идеями для специализаций разных направлений, проблемы социальной и моральной ответственности театральной школы, участие творческих учебных заведений в международных рейтингах университетов.

«С юношеских лет я понимал театр как очень серьезное занятие. Отдаю должное остальным направлениям, но я всегда почитал именно драматический театр как разговор о самом важном для человека. В любые моменты жизни театр должен говорить об этом. Я верю в то, что какой бы не ставился текст — русская классика, зарубежная, традиционная, современная, — говорить нужно о больных вопросах, которые требуют, чтобы мы на них отозвались», — высказался руководитель секции «Театр» Форума, режиссер, лауреат XVII Европейской Театральной Премии Валерий Фокин.

Международный коллоквиум киношкол
В рамках коллоквиума прошли панельные дискуссии, главными темами которых стали различные подходы к обучению и перспективные направления. Эксперты охватили пять направлений процесса кинопроизводства: режиссуру, сценарное мастерство, операторское мастерство, монтаж и продюсирование.
По итогам заседания коллоквиума был принят меморандум, где эксперты назвали основной целью формирование рабочей группы, включающей представителей крупнейших государственных и негосударственных киновузов. Специалисты также обозначили задачи дальнейшей работы:

  • создание системы независимого рейтинга работ студентов киновузов;
  • подготовка предложений по внедрению государственной поддержки для международного обмена;
  • разработка финансовой поддержки за счет субсидий для студентов и выпускников ведущих киношкол;
  • разработка программ и подготовка киноспециалистов;
  • обновление перечня профессий кинематографии;
  • развитие регионального кинематографа, создание заочных направлений.
Встреча с Евгением Мироновым «Неизвестный Фокин»
Звезда российского театра Евгений Миронов рассказал о работе с Валерием Фокиным — художественным руководителем Александринского театра, Народным артистом России, лауреатом четырех Государственных премий России, заслуженным деятелем искусств Польши. Евгений Миронов играл в нескольких спектаклях Валерия Фокина, а также исполнил главную роль в его фильме «Превращение» (по мотивам повести Франца Кафки). Актер поделился опытом работы с великим режиссером:
«В «Превращении» всю трагедию я мог рассказать только глазами: Фокин опять сузил мои возможности, мол, попробуй вот так. Я с удовольствием принял этот вызов — люблю воевать с самим собой и обстоятельствами. Это путешествие в страну Фокина: он не может сделать просто, ему интересно быть открывателем. Это опасное путешествие, но если бы его не было, моя жизнь наверняка сложилась бы по-другому. Я научился думать на сцене, за что благодарен Фокину».

Паблик-ток Паоло Дженовезе и «Квартета И». Специальный показ фильма «Идеальные незнакомцы» и отрывков из фильма «Громкая связь»
На творческой встрече с Паоло Дженовезе и участниками «Квартета И» Ростиславом Хаитом и Леонидом Барацем зрители посмотрели фильм Дженовезе «Идеальные незнакомцы» и впервые увидели эксклюзивные сцены из новой киноленты «Квартета И» «Громкая связь» — российской адаптации итальянского суперхита, которая выйдет в прокат 21 февраля 2019 года.
«Идеальные незнакомцы» — один из самых успешных итальянских фильмов последних лет. Кинолента рассказывает о семерых друзьях, которые в шутку начинают игру: участники должны зачитывать вслух все приходящие сообщения, а на звонки отвечать только по громкой связи. Они и представить себе не могут, какие удивительные откровения им предстоит сделать друг о друге.

Завершающий день II Международного форума-феста Jazz Across Borders
Прошел последний день работы II Международного форум-феста Jazz Across Borders (JAB) — главной в России площадки для встреч представителей российской и зарубежной джазовой индустрии. JAB предложил своим участникам массу увлекательных дискуссий, обсуждений и мастер-классов. Эксперты рассказали о работе с лейблами и самостоятельном выпуске альбома, успешной организации тура по России, привлечении молодежи джазом и умении владеть голосом. В программу форум-феста также вошел JAB Showcases — шоукейс-фестиваль, в котором приняли участие 12 коллективов, отобранных из более чем 100 претендентов.
JAB завершился грандиозным гала-концертом Jazz Across Borders с участием звезд мирового джаза. Хедлайнерами вечера стали Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр, а также одна из ведущих джазовых вокалисток мира, обладательница премии «Грэмми» Патти Остин. Впервые в Петербурге Патти Остин, Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр представили новую программу «Ella Fitdzgerald. Now and then».

Соб. инф.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *