VII САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФОРУМ

Первый день VII Санкт-Петербургского международного культурного форума ознаменовался официальным открытием и пленарным заседанием, где эксперты обсудили культуру как стратегический потенциал страны. Также сегодня прошли презентация программы IX Международной Театральной Олимпиады 2019, ключевые пленарные заседания секций, круглые столы и важные обсуждения.

IV Конференция «Книжная политика регионов»
Конференция направлена на развитие системной книжной политики во всех регионах Российской Федерации с учетом лучшего российского и международного опыта. В 2018 году эксперты посвятили обсуждение кооперационным связям между региональными правительствами, местным и федеральным отраслевым сообществом, общественными структурами, которые позволят повлиять на повышение уровня чтения и развитие книжной культуры в каждом регионе России.

«Развитие культуры без книги, без чтения, без грамотного, образованного, любящего литературу человека невозможно. Следовательно, без него невозможно и развитие нашей страны», — отметил президент Российского книжного союза Сергей Степашин. По его мнению, есть прямая взаимосвязь между экономическими успехами регионов и их социокультурным развитием. В 2017 году Петербург получил звание самого читающего региона страны и занял четвертую строчку в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, улучшив свой результат на 13 позиций.

Пленарное заседание Российско-китайского форума по языковой политике
На пленарном заседании представители власти и академического сообщества двух стран обсудили правовое регулирование и преподавание государственных языков в России и Китае. Многонациональным государствам приходится искать баланс между развитием единого языкового пространства и сохранением языкового многообразия. Объединить общество и не потерять бесценное культурное наследие — языки национальных меньшинств — помогает государственная языковая политика.
По словам ректора Пекинского университета языка и культуры Лю Ли, язык — мост между народами, а языковое взаимодействие неизбежно предполагает взаимодействие культур. В свою очередь, подобные мероприятия подталкивают к исследованию такого взаимодействия и укреплению взаимоотношений между странами.

«Проблемы, с которыми сталкиваются наши страны, похожи: и в России, и в Китае существует большое разнообразие языков и диалектов. Важно, что для функционирования государства и для обеспечения единства страны, единства нации один язык должен выполнять объединяющую роль. Эта функция возлагается на язык или какой-то вариант языка с помощью различных инструментов государственной языковой политики, в том числе правового регулирования, обеспечивая общее культурное, экономическое и политическое пространство страны и ее единство. Опыт Китая в этой сфере очень важен для России», — отметил директор Научно-исследовательского института проблем государственного языка Сергей Белов.

Пленарное заседание под председательством руководителя секции «Музыка» Дениса Мацуева
В этом году тема Профессионального потока секции — «Универсальный язык музыки как средство международной коммуникации». Под председательством руководителя секции «Музыка» пианиста-виртуоза Дениса Мацуева прошло пленарное заседание, в котором приняли участие руководители крупнейших музыкальных институций мира и концертных организаций со всей России. Эксперты поговорили об объединяющей силе языка музыки, работе музыкальных фестивалей, привлечении и поддержке молодежи, создании виртуальных залов и музыкальном образовании.

Круглый стол «Музеи и закон»
Круглый стол поднял важнейшую проблему на сегодня: в какой степени законы мешают музеям существовать и какие привилегии им дают. Также эксперты обсудили влияние музейного сообщества на законодательство страны.

«Наша задача — найти консенсус с законами, чтобы мы могли выполнять свое дело культуры. Музейная общественность меняет законодательство, и международное право в значительной мере было изменено благодаря деятельности музейного сообщества. Иммунитет выставок от судебного преследования — абсолютное противоречие праву частной собственности, но это достижение культуры», — отметил руководитель секции «Музеи и выставочные проекты», генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

«Культурное наследие Катара сохраняется по закону об античном искусстве, но сейчас назрела потребность в его модификации, чтобы хранить культурное наследие без преград и барьеров на пути распространения. Также важно иметь законодательство, предоставляющее иммунитет от удержания искусства в других странах. Без иммунитета невозможно было бы осуществлять международные проекты вроде открытия выставки современного искусства Катара. Мы это понимаем и собираемся включить в новый закон такую статью», — добавила руководитель юридического отдела Ведомства музеев Катара Мона Хуссейн.

Пленарное заседание «Глобальное пространство культурного обмена»
Эксперты обсудили, как крупные международные встречи, будь то форумы, политические саммиты, чемпионаты или Олимпийские игры, оказывают мощное влияние на облик и культурный фон страны. Во время подобных событий регион становится пространством межкультурной коммуникации, а гости «увозят» с собой особый образ страны — благодаря архитектурному облику, местам отдыха, инфраструктуре, взаимодействию с носителями культуры. Так, Чемпионат мира по футболу 2018 оказался пространством для такого обмена, а существенную роль в этом сыграли пешеходные зоны, парки и площадки, которые строятся в последние годы.

«На Форуме всегда есть некая заглавная тема, и если в том году обсуждалось столетие Октябрьской революции, то в этом мы сами выбрали тему, на которую будем «нанизывать» мероприятия секции «Креативная среда и урбанистика». Это Чемпионат мира по футболу 2018, который прошел в нашей стране и отозвался на многих, не только спортивных моментах. Во время мундиаля произошел широкий культурный обмен между гостями и жителями страны. Преобразования коснулись городской среды, причем не только в Москве: все обратили внимание, как преображались города, архитектура. Как говорил Лев Гумилев, этнос определяется в первую очередь вмещающим ландшафтом. Точно так же происходящее в культуре определяется средой, в которой это все происходит», — поделился руководитель секции «Креативная среда и урбанистика», главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Пленарное заседание «Наследие как драйвер развития»
На пленарном заседании специалисты обсудили поднятый Парижской декларацией ИКОМОС 2011 года вопрос о наследии как движущей силе развития. Эксперты поговорили о способности материального и нематериального культурного наследия, являющегося хранилищем исторической, культурной и социальной памяти, вдохновлять и строить будущие сообщества, сдерживая негативные последствия глобализации.

«Наследие — это та мультикультурная база, которая может послужить миру во всем мире. Возможно, оно должно играть бо’льшую роль в деле поддержания дружественных взаимоотношений, и мы бы хотели ставить этот вопрос более острее. К тому же, наследие имеет основополагающее влияние — как часть культуры — на экономику, поскольку оно создает ту среду жизнедеятельности, человеческий капитал, который этой экономикой занимается. Все, что есть вокруг нас — часть сознания, и оно формируется именно в ходе культурного воспитания», — поделился руководитель секции «Сохранение культурного наследия», руководитель Центра изучения, сохранения и развития историко-культурных территорий в Российском Институте Стратегических Исследований Олег Рыжков.

Круглый стол «2018 год: В поисках Петипа»
Участники круглого стола подвели итоги юбилейного года Мариуса Петипа, обсудили восприятие фигуры великого балетмейстера в России и мире, а также перспективы дальнейшего освоения и продвижения многогранного наследия Мастера. В рамках круглого стола состоялась торжественная передача сценических костюмов Николая Цискаридзе в дар Санкт-Петербургскому музею театрального и музыкального искусства. Коллекцию музея пополнили костюмы графа Альберта из «Жизели», созданные по эскизам Юбера де Живанши для постановки балета в Большом театре.
Спикеры: соруководитель секции «Балет и танец», ректор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе, специалист по малоизвестным балетам Петипа, профессор Принстонского университета Саймон Моррисон (США), исследователь испанского периода творчества Петипа, балетовед Лаура Ормигон (Испания) и другие эксперты.

Паблик-ток Паоло Дженовезе и Франко Монтини. Специальный показ фильма «Место встречи»
Участники мероприятия увидели фильм «Место встречи» и встретились с его создателем — Паоло Дженовезе, звездой нового итальянского кино, лауреатом многочисленных кинопремий. Трагикомедия «Место встречи» стала настоящим хитом в Италии в прошлом году. По сюжету девять человек приходят в одно и то же место на встречу к таинственному Незнакомцу в надежде, что он исполнит их сокровенные желания. В обмен на мечту каждому из гостей предлагается выполнить необычные задания, и чем сложнее исполнение желаемого, тем выше цена. Герои должны сделать свой выбор — как далеко они готовы зайти, чтобы получить то, что хотят больше всего на свете.

Открытие фотовыставки «Берег мечты». Проект Фонда имени Д. С. Лихачева «Южный берег Крыма – Территория всемирного наследия»
Южный берег, простирающийся от Фороса до Алушты, по праву считается жемчужиной Крыма: он насыщен архитектурными, историко-культурными и природными памятниками. В экспозицию выставки «Берег мечты» вошли фотографии разных видов наследия Южного берега Крыма и фотопортреты хранителей этого наследия — историков, музейщиков, ландшафтных архитекторов, виноделов, посвятивших свою жизнь изучению и сохранению ЮБК.
Их портреты создала фотограф Голливуда Бриджит Лакомб (Франция), а галерею пейзажей представил фотограф Государственного Эрмитажа Юрий Молодковец. Сестра французского фотографа Мариан Лакомб сняла видеопортреты-интервью с героями выставки, которые тоже вошли в экспозицию.

Начало работы Деловой площадки Форума
Деловая площадка объединит более 25 мероприятий: панельные дискуссии, презентации и мастер-классы. В них примут участие ведущие специалисты в области культуры и образования, представители государственной власти, бизнесмены и эксперты. Темами этого года станут «Меценатство в культуре», «Синергия культуры и бизнеса», «Инновации и культура».

«Сегодня мы не можем обойтись без современных технологий и доведения с их помощью до граждан культурных ценностей. На сессиях Деловой площадки пойдет речь о возможностях применения таких технологий, о роли больших данных: откроется площадка IPQuorum.Culture, будет организован культурный хакатон с участием ведущих стартапов России и Европы, а также ведущих учреждений культуры — Третьяковской галереи, Мариинского театра, Венской государственной оперы и ряда других», — рассказал заместитель министра культуры Российской Федерации Павел Степанов.
Помимо насыщенной дискуссионной программы, на площадке запланировано подписание ряда соглашений в области культуры.

Открытие выставки «Территория культуры»
Открытие выставки прошло в рамках открытия Деловой площадки Форума. На экспозиции представлены девять информационных стендов, демонстрирующих ключевые направления деятельности Министерства культуры РФ: от работы музеев, театров, библиотек до проектов в сфере туризма, охраны и реставрации объектов.
По данным на этот ноябрь, отечественные фильмы в 2018 году посмотрели 52,3 миллиона человек: каждый четвертый билет был куплен на сеанс российской ленты. Кассовые сборы составили 12,5 миллиарда (при этом еще в 2012 сборы составляли 6,1 миллиарда). Самым кассовым отечественным фильмом стало «Движение вверх», собравшее 3 миллиарда рублей. Киноленту о советской сборной по баскетболу посмотрели 12 миллионов зрителей.

Панельная дискуссия «Инвестиции в культуру»
Дискуссия прошла в рамках работы Деловой площадки Форума. Участники обсудили, зачем бизнесу нужна культура, почему он в нее инвестирует, где найти мецената и как правильно устраивать культурные события — выставки, биеннале и аукционы. О том, как культура развивается в технологическом XXI веке, высказался основатель и руководитель аукционного агентства Baltzer Григорий Бальцер. По его словам, в настоящий момент нужна серьезная инвестиция даже в создание самого продукта. Для того, чтобы сделать по-настоящему современный проект, необходимы носители и дорогие технологии.

Соб. инф.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *