В этом герцогстве  не все благополучно

В Антверпене  во Фламандской опере состоялась премьера оперы Вагнера «Лоэнгрин». Это  первая опера композитора,  для которой он написал собственное либретто, взяв за основу   средневековые мифы. В Х веке во времена правления брабантских герцогов таинственный рыцарь Лоэнгрин, услышав зов о помощи невинно обвиненной девушки Эльзы, приплыл на берега Шельды в Антверпен.  

В этом герцогстве  не все благополучно. Опера начинается с момента появления в Антверпене  германского короля Генриха, который собирался просить помощи у своих вассалов для войны с могущественным соседом на Востоке, но они ничего не могли ему предложить. Герцогство разъедала смута.

Режиссер- постановщик Дэвид Олден назвал «Лоэнгрин» сказкой для взрослых. Конечно, тут есть  сказочные  элементы, как например появление волшебного лебедя и могущественного рыцаря, но в каждой сказке есть доля правды.  Именно это  режиссер решил  выявить. Он сознательно уменьшил сказочность, превратив оперу в ссору между родственниками и выделив человеческие черты героев: зависть, ревность, наивность, граничащую с глупостью. В основе конфликта, как часто случается, была борьба за власть, и естественно победу должны были одержать самые сильные, а не самые правые. Но вмешался таинственный рыцарь. Можно было бы считать, что у сказки счастливый конец. Хотя и не такой, каким обычно наделяются сказки. Нет у героев ни счастливой свадьбы, ни долгой совместной жизни и смерти в один день.

Героиню Эльзу осудили за колдовство и собирались казнить, и  появление Лоэнгрина пришлось очень кстати. Она спасена, а вот действие только начинается.

Режиссер подчеркнул не сказочность, а неблагополучное состояние герцогства и  беспомощность короля.  Первый акт король проводит на авансцене,  завернувшись в свою мантию и лежа на полу.

Двор замка на первый взгляд представляется тюремным двором (сценограф Пол Стейнберг) ,  и по  нему прогуливаются узники, вернее жители Брабанта, которые кажутся узниками. Некоторые толпятся на этажах у окон, наблюдая за предстоящей казнью Эльзы. На сцене открывается крышка люка, и героиня выползает из подполья. В оборванной грязной одежде со спутанными волосами, она совсем не выглядит наследницей своего отца герцога Брабантского (художник  по костюмам Гидеон Дэви). Ее подымают, завязывают ей глаза и приставляют к каменной стене. На нее нацелены ружья стражей. Всполохи света возвещают о появлении лебедя и Лоэнгрина.

В этот самый драматический момент оперы  жители спускаются с балконов, окружают Эльзу и ее спасителя. Звучит чудесный триумфальный хор. Жители надеются, что Лоэнгрин – спаситель не только для Эльзы, но и для них.

Как почти в каждой опере, конфликт заключается в борьбе между добром и злом. Режиссер показал общество на грани распада. Ссора между родственниками зашла слишком далеко, и  только чудо может принести спасение. Половина общества на стороне Эльзы, вторая  половина на стороне Тельрамунда. 

Особое внимание  режиссер обратил на характеры, именно они являются мотором действия, а не мистицизм и колдовство.  Режиссер показал Тельрамунда и его жену Ортруду  как идеальных злодеев, готовых на все, чтобы добиться своей цели.

Герцогство разделено на два мира,  Брабант до появления Лоэнгрина, и Брабант после появления Лоэнгрина. Различия  касаются костюмов, вооружения, общей  атмосферы  и трактовки самих образов. Удивительное изменение происходит с королем.  В последнем акте он уже выглядит как полководец, в короне и в шинели, готовый возглавить свое войско. Если Эльза после появления рыцаря выглядела  счастливой, что  ее невинность была доказана, то в последнем акте она предстает  нерешительной,   недоверчивой, уж точно не ровней Лоэнгрину. Она не выдержала испытания, отступилась от своего обещания, и она понесла заслуженную кару, но теперь уже  по собственной вине.  Наградив Брабант последним подарком – возвращением  к жизни заколдованного герцога  Готфрида, брата Эльзы, ее муж покинул Брабант. 

Все эти идеи были тщательно продуманы и сотворены на сцене. Постановка интересная, интеллектуальная, и действительно ее можно назвать сказкой для взрослых.

Совместная работа сценографа и художника по костюмам превратили спектакль в праздничный вечер.  Сценография меняется, перенося зрителей из мрачного двора замка в яркую спальню героев. Тщательно вырисовывается  развитие  действия от  счастья к горю, от  радости к драме. Как ни старался Лоэнгрин убедить Эльзу ему верить,  недалекая наивная девушка не смогла принять его слова на веру. В этом ее  вина, слабость  и поражение.

Звучит свадебный марш, мелодия, знакомая каждому, которая  должна сулить счастье молодоженам. Так и было вначале. Но с первой ноты  марша Эльза в замешательстве. И зрителям непонятно, чего ей недостает.  Конфликт исчерпал себя. Лоэнгрин покидает Брабант. Злодеи убиты. Король  Генрих становится настоящим королем.

Мне интересен еще один момент. В  либретто неоднократно  повторяется  фраза, что  Генрих собирает войска для похода на Восток, против могущественного соседа.  Но после ссоры с Эльзой Лоэнгрин отказывается стать следующим герцогом Брабанта и покидает герцогство.  Состоится ли поход? Неизвестно. Но известно другое- Вагнер не стал продолжать воспевать пангерманизм и величие германской нации. Надеюсь, что похода не было.

Обычно говорят, что на пессимистичный финал оперы повлияло настроение Вагнера после поражение Дрезденской революции в 1848 году, в которой он принимал участие. Мне кажется, опера завершается предостережением композитора своим сородичам не ходить на Восток.  

Так что обвинения Вагнера в прославлении пангерманизма не совсем справедливы.   Он его прославил, он же ему предрек поражение и предостерег будущих завоевателей.

Хочется сказать несколько слов о костюмах.

Лоэнгрин появляется в белом современном костюме, в отличие от жителей Брабанта, одетых во что то темное, неприглядное и  не поддающееся описанию.  В заключительной сцене солдаты Брабанта  одеты в шинели и каски предвоенных  1930х лет. Сцена украшена хоругвями с изображением белого лебедя. На сцене реют германские знамена.

 Опера заканчивается появлением Готфрида,  чего должно быть достаточно для спокойной жизни Брабантского герцогства.  Не надо идти в поход за тридевять земель, достаточно навести порядок дома.  Так мне бы хотелось понимать постановку американского режиссера. Надеюсь, что я права.

Оркестром Фламандской оперы дирижировал аргентинский маэстро Алехо Перез, который со следующего сезона станет  музыкальным руководителем оркестра театра. Он подчеркнул   протяженные романтические мелодии, исключительные по красоте дуэты Эльзы и Лоэнгрина, и не поскупился на тутти в драматических сценах. 

Среди солистов нужно выделить Зорана Тодоровича, сербско- немецкого тенора, который считается одним из лучших Лоэнгринов в мире. Сильный тенор с богатыми обертонами, актерское мастерство и уверенное исполнение сделали образ рыцаря очень притягательным.  Партию Эльзы исполнила латвийская певица, ее гибкое сопрано передало эмоционально насыщенный образ героини.  Шведское сопрано Ирен Теорин исполнила партию Ортруды,  внеся в нее сексуальность, подчеркнув сильный характер и одержимость Ортруды.  Партию ее мужа Тельрамунда исполнил  американский бас- баритон Крэг Колклу. Удачное сочетание актерского мастерства, объемного  голоса с красивым тембром сделали этого героя запоминающимся злодеем.

Лариса Докторова

Антверпен, Бельгия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *