Смотрим настоящее

Государственного Эрмитажа и Художественно-исторического музея Вены представляют совместный проект «Имперские столицы: Санкт-Петербург — Вена. Шедевры музейных коллекций». Каждый музей экспонирует по четырнадцать картин, образующих пары по сходству сюжетов, времени исполнения, или принадлежащих одному автору. На выставке представлены произведения знаменитых живописцев Сандро Боттичелли, Якопо Тинторетто, Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван Дейка, Франса Халса.

 

«Портрет Джона Чемберса»
Ганс Гольбейн Мл.
Около 1541–1542, дерево, масло.
© Художественно-исторический музей, Вена

Пары образовали по сходству сюжетов, времени исполнения или принадлежали кисти одного автора. Например, на одной стене две работы Тинторетто, которых объединило имя венецианского живописца. Написанные с разницей в десять лет венская и эрмитажная картины дают понять, как изменилось видение мастера.

Как уверены устроители выставки, такой подход позволяет всё глубже и глубже проникнуть в творческую лабораторию художника. Особенно если полотна так контрастны по написанию, как портреты Рубенса. Кажется, этих молодых людей на холстах объединят только воротники, известные как мельничный жернов. Оказывается, портрет Винченцо II Гонзага из Вены только часть картины.

Как рассказала старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Мария Гарлова, картину разделили на части, чтобы спасти оставшиеся куски. И две части остались в самой Мантуе, в палаццо Дукале, а две части, по-моему, в Париже. Одна попала в художественно-исторический музей Вены. Этим объясняется разница в технике исполнения этих двух портретов».

Создававшиеся как личные коллекции монархов, эти собрания во второй половине XIX века стали общедоступными для зрителей, а в конце Первой мировой войны были переданы государству. Оба музея расположены в уникальных архитектурных постройках – выдающихся памятниках русской архитектуры XVIII-XIX веков и австрийской архитектуры XIX века. Научный и культурный обмен между музеями существует уже не одно десятилетие: начиная с 1980-х годов, музеи неоднократно обменивались выставками и отдельными экспонатами. С наступлением нового века сотрудничество между учреждениями получило новый импульс. Результатом стал значимый обмен картинами в рамках тройственного проекта с музеем Гуггенхайма.

Открывают выставку монументальные парадные портреты двух императриц, сыгравших столь важную роль в истории обоих музеев. Екатерина II, основавшая Эрмитаж как художественное собрание, здесь сопоставляется со своей старшей современницей Марией Терезией, перенесшей императорскую коллекцию во дворец Бельведер в Вене и много сделавшей для систематизации собрания.

Посетитель может сравнивать картины одних и тех же мастеров из двух собраний (Бернардо Строцци, Франс Халс, Ян Стен, Никола Пуссен) Остальные полотна также имеют точки соприкосновения, но они не столь очевидны. Так, эрмитажный «Портрет молодого человека в меховом плаще» Доменико Каприоло, отражающий влияние Джорджоне, экспонируется рядом с «Портретом Франческо Мария I делла Ровере», приписанным этому великому мастеру. Современниками были и авторы двух других портретов – Джованни Баттиста Морони и Доменико Тинторетто, создавшие образы интеллектуалов Возрождения. Братья Амброзиус и Ганс Гольбейны, представленные на выставке портретами, прошли одну школу у своего отца, также живописца. К сожалению, Амброзиус умер в возрасте 25 лет. Его брат Ганс Гольбейн Младший работал долго и плодотворно не только в Германии, но и в Англии, где создал портретную галерею своих современников. Бартоломеус Спрангер и Ганс фон Ахен одновременно работали при дворе императора Рудольфа II. В их картинах заметна стилистическая близость.

Другие пары скорее основаны на противопоставлениях. «Святой Иероним» флорентийца Сандро Боттичелли подчеркнуто лаконичен и прост по композиции. Напротив, Альбрехт Альтдорфер рассказывает о мучении святой Екатерины со многими подробностями и детально описывает палача и зрителей. Два пейзажа – англичанина Томаса Гейнсборо и немца Якоба Филиппа Хаккерта – показывают принципиально разный подход к этому жанру живописи: если в пейзаже Гейнсборо чувствуется романтический взгляд на природу, то Хаккерт строит свою композицию по строгим законам классицизма.

На выставке экспонируются произведения двух великих мастеров XVI века из коллекции Художественно-исторического музея, не представленных в Эрмитаже. Это Альбрехт Альтдорфер и Ганс Гольбейн Младший.
Выставка, проходившая под названием «Эрмитаж в гостях. Шедевры от Ботичелли до Ван Дейка», только завершила свою работу в Художественно-историческом музее в Вене.

Елена Дружинина

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *