Густав Климт и другие

5551

Только же открытая во Дворце Искусств в Брюсселе выставка,«Густав Климт и его окружение» посвящена художникам бывшей Австро- Венгерской Империи, и поражает зрителя разнообразием и богатством артистической жизни стран , входивших до Первой Мировой Войны в Австро –Венгерскую империю.

В 1918 году от Австро-Венгерской империи осталось пепелище.  Ужасное поражение в войне, гибель миллионов  мужчин, последующие болезни,  унесшие жизни еще миллионов жителей, оставили выживших в замешательстве. Отколовшиеся от империи области стали самостоятельными государствами. В результате блестящая Вена, бывшая до 1914 года одним из культурных центров Европы, в 1918 году превратилась в столицу небольшого государства.

Первого июня 2018 года Австрия приняла на себя роль Председателя Совета Европейского Союза, и в ознаменование  этого факта  австрийские музеи совместно с венгерскими организовали выставку »Густав Климт и его окружение». На выставке представлены работы 84 художников, живших и работавших в начале прошлого века на территории Австро-Венгерской империи, тех, которые составили славу Австрии и Австро-Венгерской империи.  

Безусловно в центре внимания выставки оказались наиболее известные имена, чье искусство привлекает публику десятилетиями, как например Густава Климт,  Эгон Шиле и Оскар Кокошка. Их работы  представлены в окружении работ их соотечественников и единомышленников, некоторые из которых еще предстоит открыть публике, как например произведения  женщин-художниц  Мари- Луизы фон  Мотесички и Эрики Джованны Клин.

Первая Мировая война началась довольно неожиданно, и вначале художники Австро-Венгерской империи ее поддерживали, но после  военных поражений 1914 -1915 годов эйфория сменилась пессимизмом.

Выставка оставляет грустное, почти трагическое впечатление. От каждой картины, рисунка или акварели веет смертью и безысходностью.  Некоторые до сих пор остаются у меня перед глазами.

Первая Мировая война  закончилась в 1918 году, а в 1939 началась другая. У европейских художников не оставалось времени,  чтобы воспрянуть духом и поверить  в жизнь. Но они поняли, что прошлой Европы не будет, и что образ веселой поэтической Вены исчез навсегда.

Потому следует принять с благодарностью  работы тех художников , которые старались не показывать на своих полотнах страхи и ужасы, пытались сопротивляться мрачному настроению, охватившему их  соотечественников, и увидеть где-то красоту и новые идеи. Некоторые эмигрировали во Францию и окунулись в иной мир, как им казалось, более спокойный и устойчивый. Так и было, прежде чем  Франция тоже была оккупирована Германией.  

 Читая  о судьбах художников, понимаешь, как тяжела была жизнь в бывшей империи. Эгон Шиле и Густав Климт умерли в 1918 году от испанки, ставшей причиной смерти  миллионов людей по всей Европе от Испании до России. Некоторые художники оказались не в силах вынести лишения и совершали самоубийство. Другие, дожившие до  начала Второй Мировой войны и  оккупации Австрии Германией, погибли в концентрационных лагерях.     

Карпатская военная кампания 1914-1915 унесла  столько жизней, что может быть сравнима с битвой при Вердене во Франции.  Посвященные войне картины изображают зиму, окопы, мертвые тела.  Страшные картины поступили на выставку из  Будапешта, Вены и Линца. На картине  Эггера-Линца «Финал» изображены нечеткие очертания скрюченных тел, зарывшихся в снег.  В том же зале  большая бронзовая скульптура «Последний человек» Антона Ханака — мрачный образ конца человечества.

Разгром, поражение в войне и два мирных договора  Sainte- Germain 1919  года и Trianon 1920 года  создали новые государства и потерю идентичности среди художников. Художники ставили под сомнение само существование человека.  Агрессивный экспрессионизм довоенных лет сменился анализом, размышлением, попытками постигнуть, что же все- таки происходит.

Однако, некоторые художники продолжили старый путь –довоенный, другие искали новые пути. Невзирая на ужасный исход войны, голод, бедность и болезни в  этих странах появились  новые артистические течения, такие как авангардизм, сюрреализм, экспрессионизм, неореализм и конструктивизм.  Они существовали до 1938 года, до аннексии Австрии Германией.

В 1920 году французское правительство помогало австро- венгерским художникам переселиться во Францию.  Была создана группа «Abstraction-Creation».Чтобы стать ее членом, было достаточно  представить одну работу в не-фигуративном стиле и рекомендацию от члена общества. Так решался вопрос о визе и о пособии. Многие художники воспользовались этим предложением. В Париже они окунулись в атмосферу кубизма, где царил Пикассо.  

В одном зале собраны плакаты времен Венгерской революции, большинство из них сделано в стиле авангардизма. В  те годы расцвел авангардисткий театр, появились театральные журналы, рекламировавшие новые пьесы и представления. Новые течения расцветали, как будто художники  торопилось жить.

Кризис 1929 года угрожал нестабильностью, и артисты это чувствовали. Они выражали свои чувства  в беспокойных картинах, как бы предрекая будущую войну.  Альфред Кубин в картине «Битва при Маджента« (1928)  изобразил черные небольшие тела  и над ними коршунов. Прекрасная картина маслом в черно-белых цветах « Снежный склон»  польского художника Франца Седлачека — небольшая и страшная. В белой бесконечности лыжники на склоне копошатся как муравьи, совершая одинаковые механические движения. Они выглядят как пришельцы  с другой планеты.    

Одновременно Брюссельский Дворец Искусств представил  работу  Фредерика Бейкера  «Волшебный сад Климта». Она основана на мозаике Климта, состоящей из трех частей, которая украшает частную резиденцию в Брюсселе и недоступна для посетителей.

Во время нашего интервью художник рассказал, что руководство музея Бельведер  обратилось к нему с предложением  создать  по мотивам произведения Климта «Волшебный сад» свою импровизацию на ту же тему. Художник использовал новую технологию,  которая до сих пор еще не вторгалась в мир искусства.

Необходимо одеть специальные очки, чтобы увидеть виртуальную реальность.  Мир представлен таинственным, красочным, двигающимся, населенным странными  бабочками и птицами. За пять минут презентации (типа видео фильма)  перед глазами проходят горы, моря, долины, реки, водопады.  Все двигается, живет, дышит, водопады образуются и исчезают, заменяются реками и заливами.  Птицы летают над морями и горами. Это Рай, в котором отсутствует человек. Очевидно, таков и должен быть Рай, без человека. А мы можем на него только взглянуть, но не дай нам Бог туда войти. Мы все тотчас же разрушим.

Лариса Докторова

Брюссель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *