Татьяна Черниговская: «Человек самосозданный — это о киборгах, и мы очень близки к ним»

«Задавленные отчетами, рамками программы, числом учеников в классе, учителя сегодня являются людьми несвободными, закоснелыми. Они ни чему не могу научить «цифровых детей», принявших новый мир». Крупнейший отечественный специалист в области теории сознания, руководитель кафедры конвергенции естественных и гуманитарных наук Петербургского государственного университета профессор Татьяна Черниговская рассказывает на Facebook, почему современная школа должна кардинально отличатся от той, что считалась эффективной 20, 10 и даже 5 лет назад и делится мыслями о том, как развитие технологий может повлиять на будущее человечества.

Как построить современную школу?

— Человечество переживает цивилизационный слом, и этот процесс необратим. Люди оказались в типе цивилизации, которого еще не было, и больше всего в нем пугает скорость изменений. Если ранее на цивилизационную эволюцию требовались сотни лет, то теперь все происходит буквально за считанные дни. Это имеет глобальное значение, и нужно понимать, что так будет жить весь мир. Тот, кто не примет цифровую реальность, останется на задворках развития. В связи с этим парадигма, когда учитель говорит банальные вещи, а ученик слушает, уже не работает. Как бы жестко ни звучало, но учитель, занимающийся формальной, технической передачей данных, больше не нужен. Дети быстрее учителя найдут в сети очевидную информацию. Модель обучения для «цифровых детей» должна быть иной, нежели та, что существует сейчас.

Ключевые позиции в обучении, на которые должна обратить внимание школа, это: формирование у детей способности к постоянным переменам, формирование навыков проверки полученной информации, навыков непрерывного обучения, формирование способности противостоять стрессу, а также формирование умения сохранить в человеке человечность. Задача не просто трудная, а архисложная, поскольку новых учеников часто обучают учителя, для которых пресловутый цивилизационный слом пока остается только фантастическим предположением. Кроме того, задавленные отчетами, ограниченные рамками программы, а также увеличивающимся числом учеников в классе, учителя в большинстве своем являются людьми несвободными и оттого подчас закоснелыми.

Современному учителю помимо предметных знаний нужны интуиция и вдохновение. Потому что только они помогают иронично отнестись к понятию «норма». Тихо сидит и спокойно слушает — это, значит, «нормальный» ученик. Но все дети разные, и практически у каждого есть свой уникальный дар. Разглядеть это и не загубить — такова главная задача нынешнего педагога.

Что ждет человечество в будущем?

Что возможно, и это уже очень близко — то, о чем писал Маклюэн. Он говорил, что следующий биологический вид это «хомосапиенс автокриэйтор». То есть человек самосозданный. Это на тему киборгов. И это вовсе не голливудская дешевка, это всерьез. Вставить в голову чипы, которые сделают протекание биохимических процессов в мозгу быстрее, возможно, вставить в голову чип, который увеличит вашу память и сделает мозг лучше, это возможно уже сейчас и может произойти в ближайшие годы.

Итого: печень, поеденная циррозом от неумеренного употребления разных типов вин, может быть заменена на новую, которая будет выращена из ваших стволовых клеток. Это реально, не шутки и не метафоры. Сердце заменить тоже уже сейчас возможно, руки-ноги поломанные в Куршавеле, запросто заменятся. Глаза, уши. А есть ли что-нибудь свое? Это все еще я?

Это серьезный эсхатологический вопрос. Понимаете, все меняется. Мы стоим перед перспективой мира, в котором вообще все другое. Есть ли стабильность личности, есть ли стабильность пола и есть ли эта личность вообще?

http://www.dk.ru/news/tatyana-chernigovskaya-chelovek-samosozdannyy-eto-o-kiborgah-i-my-ochen-blizki-k-nim-237104336

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *