Церковь-музей открыта в Ораниенбауме

В Большом Меншиковском дворце в Ораниенбауме отреставрирован и впервые показан публике Церковный павильон, к созданию которого приложил руку Антонио Ринальди. Он не будет действующей церковью, а будет музеем, в следующем году его увидят посетители.

Комплексная реставрация Церковного павильона началась в 2000-е. В настоящее время интерьеру храма возвращен исторический облик конца XIX века. В дальнейшем планируется полностью воссоздать утраченное живописное убранство интерьера Церковного павильона из 39 стенных полотен.

Масштаб реставрационных работ, осуществленных в этой части Большого Меншиковского дворца, поражает не только временным размахом – реставрационные процессы начались еще в 2000-х – но и уровнем замысла: в соответствии с принципами Венецианской хартии реставраторы стремились законсервировать и сохранить максимальное количество подлинных деталей, сделать их видимыми для специалистов и посетителей. Среди удивительных находок реставраторов – фрагмент первоначальной стенной росписи «живописным письмом», относящийся ко времени постройки павильона в 1720-х годах, и фриз среднего яруса, где удалось раскрыть лепной декор и даже карандашные прорисовки самого Антонио Ринальди, окончательно определившего облик интерьера Ораниенбаумской церкви в конце XVIIIвека.

Генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая рассказала:
«Когда я пришла работать в музей, решался вопрос, каким должен быть иконостас возрождаемой церкви святого Пантелеимона в Большом Меншиковском дворце, — сказала Елена Кальницкая. — Была странная идея сделать этот иконостас из стекла. Но сейчас воссоздан иконостас Зарудного, который, собственно, здесь и был. Этот иконостас погиб во время войны в подвалах «Монплезира», и тогда — и долгое время спустя — музейному сообществу казалось, что восстановить его невозможно. Но прошло время, появилась историческая справка, проектные решения, и вот перед вами первый масштабный итог нашей работы — работы по своему масштабу и качеству уникальной. У этого храма будет музейная жизнь, для широкой публики он будет открыт на будущий год, тем не менее, мы сегодня сделали этот шаг, чтобы поделиться своей радостью».

Генеральный директор добавила, что по окончании работ храм будет освящен, богослужения в нем будут совершаться раз в год, на престольный праздник, для сотрудников музея; служить в Пантелеимоновском храме будут клирики собора святых апостолов Петра и Павла в Петергофе.

Главный архитектор ГМЗ «Петергоф» Сергей Павлов рассказал что, в советское время здесь была картографическая служба Балтийского флота. Живописные образа и сам разобранный иконостас перевезены в Петергоф, где все предметы погибли во время Великой Отечественной войны.

В процессе разборки межэтажных перекрытий были найдены подлинные детали интерьера, которые были законсервированы. На некоторых местах с утраченной лепниной сохранился карандашный рисунок, возможно, руки самого Антонио Ринальди. При воссоздании иконостаса были изучены другие работы его автора Ивана Зарудного: иконостасы Петропавловского собора  Петропавловской крепости и Преображенской церкви в Таллине. Главный архитектор добавил, что Церковный павильон будет открыт для посетителей только в летнее время: храм был задуман как летний, и стены его очень тонкие, а отопление будет губительно для внутреннего убранства. Во дворце была также зимняя церковь, но по ней не сохранилось вообще никаких материалов, поэтому ее воссоздание невозможно.

Ораниенбаумская придворная церковь во имя великомученика и целителя Пантелеимона, занимающая западный башенный павильон Большого Меншиковского дворца, была построена первым владельцем Ораниенбаума князем Александром Меншиковым и освящена 3 сентября 1727 года. За долгую историю ораниенбаумской резиденции внутреннее убранство храма менялось несколько раз. Главным украшением интерьера был великолепный золоченый и серебреный иконостас, созданный в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей. На рубеже 1740-х — 1750-х, при великом князе Петре Федоровиче, началась реконструкция дворцовой церкви под надзором обер-архитектора императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли. В конце 1750-х первоначальные стенные росписи были заменены живописными иконами на холстах. К концу XVIII века окончательно сложился облик интерьера придворной церкви.

Елена Дружинина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *