Опера Вагнера «Лоэнгрин» в Байройте

Следующая опера, которую я послушала  в Байройте,  была «Лоэнгрин».

Хорошая погода продолжалась, по-прежнему на безоблачном небе светило солнце, и термометр показывал те же 35 градусов.

Опера «Лоэнгрин» несколько короче «Майстрезингеров», так что температура в  зале не успела достичь точки кипения.

А на сцене царил успокаивающий голубой цвет. Для оформления спектакля и создания костюмов режиссер Ювал Шарон пригласил известных немецких художников Розу Лой и Нео Рауха, предложивших  сделать голубой цвет основополагающим  на сцене. Они утверждают, что за четыре года, проведенных в компании «Лоэнгрина», увидели прелюдию в голубом цвете, а позже  с восторгом прочитали слова Ницше, который, прослушав «Лоэнгрина», воскликнул: «Эта музыка голубая». Таким образом, они создали на сцене вселенную в голубом дельфтском цвете, существующую между накрахмаленными воротниками Ван Дейка и неоромантической индустриальной архитектурой.

Режиссер удивил своей концепцией оперы. Но для того и существуют фестивали, чтобы творцы представляли на суд публики неординарные идеи.

В отличие от традиционной концепции, когда  рыцарь Лоэнгрин спасает Эльзу и разочарованный ее предательством, возвращается к своему отцу Парсифалю на гору Мон Сальват, чтобы охранять от варваров Священный Грааль,  Эльза выбирает уход. Она уходит от мужа и покидает Брабант, и это после одержанной ею победы над злодеями Ортрудой и ее мужем Фридрихом фон Тельрамундом.

Режиссер подверг сомнениям главную идею Вагнера: если любишь, верь всем сердцем, верь бесконечно и не задавай вопросов. Героиня отказалась это делать. Она считает, что если любишь, то между  любящими не должно быть тайн. Таким образом режиссер объяснил необъяснимое молчание Эльзы в финале, когда она не могла ответить на вопросы короля. Очевидно, в ее голове формулировались сомнения и возражения. В финале Лоэнгрин дал ей рюкзак, подготовив к путешествию, целью которого стало познание самой себя.

Либретто оперы написано Вагнером на основе средневековой легенды. Но если мы посмотрим на героинь, они имеют мало общего со сказочными принцессами. Эльза и Ортруда — две современные женщины, которые знают, за что борются, обе защищают свою любовь.

Другой интересный момент- изображение Брабанта. Княжество погрязло в фундаментализме, жители поклоняются языческим идолам. Лоэнгрин явился спасти Эльзу и спасти Брабант. Он убивает Тельрамунда, он раскрывает колдовскую суть его жены Ортруды и он  побуждает Эльзу к уходу из Брабанта. Вот только куда?

На сцене представлено княжество не в самый лучший период своего существования. Все находится в запустении, включая антверпенский замок, на крышу которого опускается рыцарь Лоэнгрин. В во дворе замка, ожидая казни, мучается привязанная Эльза. Лоэнгрин ее спасает, поставив условие: не задавай никаких вопросов. Влюбленная и благодарная невеста на все соглашается. Но после свадьбы, как представляет на сцене режиссер, Лоэнгрин меняется и старается подчинить себе Эльзу.  Первое условие- не задавай вопросов было только началом. В спальне  он ее привязывает к столбу. Режиссер не смог развить эту сцену, действие остановилось. Во время явились заговорщики, и Лоэнгрин поразил мечом Тельрамунда.

Режиссер утверждает, что трагедия не в Эльзе, а в Лоэнгрине. Он явился в Брабант, чтобы установить царство справедливости, но не смог этого сделать, увидев, насколько сложны взаимоотношения в реальном мире. Вагнер как и Лоэнгрин мечтал о справедливом обществе, ради чего пошел на баррикады в  Дрездене в 1848 году. Его мечты потерпели поражение, опера – послесловие к печальному завершению революционной деятельности композитора.

В байройтской постановке пересмотрен образ Ортруды. Это ведьма, которая стремится вернуть Брабант к дохристианским идолам.  Но она сыграла большую роль в освобождении Эльзы от Лоэнгрина и зависимости от него. Она прошептала ей в ухо идею, что любовь должна быть открытой, что среди любимых не должно быть тайн. Она зародила в ней сомнения в правоте Лоэнгрина.

А вот что делать с остальными  протагонистами, режиссер не знал. В финале они просто полегли на пол сцены и замерли. Юный герцог брабантский, брат Эльзы, так и не показался.

Соблюдена логичность между сценографией и костюмами. На фоне антверпенского замка собираются брабантские рыцари в традиционных костюмах Х века, темносиних, из плотной ткани, с белыми  гофрированными воротниками. Хор выступает в костюмах брабантских крестьян, женщины в белых чепцах, мужчины в обтягивающих шапках. Лоэнгрин – пришелец из иного мира, его отличие подчеркивается костюмом. Он появился в джинсах и в современной темно синей рубашки. Лишь в момент свадьбы он предстает в сверкающих доспехах.  Обе героини -соперницы одеты как королевы, одна в черном платье, другая- в светло голубом.

К сожалению, художники не всегда соблюдали последовательность в сценографии и костюмах. Например Лоэнгрин явился в Брабант в джинсах, в  руках у слуг мелькает зажигалка, спальня новобрачных в антверпенском замке оформлена в ярко оранжевых тонах, она освещается современными лампами дневного света.

После ночной сцены в современной спальне возвращаемся в средневековый Брабант. В начале третьего акта звучит самая знаменитая мелодия из оперы- Свадебный марш. Перед Эльзой, одетой в свадебное платье, идут девушки и разбрасывают лепестки роз.

Спектакль прекрасно исполнен и великолепно сыгран.Немецкий дирижер Кристиан Тилеманн много лет сотрудничает с байройтским фестивалем, он был его руководителем, главным приглашенным дирижером, музыкальным консультантом. В партиях Эльзы и Ортруды выступили известные вагнеровские певицы, регулярно появляющиеся на сцене Фестшпильхауса, сопрано  Аня Хартерос и меццо-сопрано  Вальтрауд Майер.

Аня Хартерос начала певческую карьеру, исполняя партии в операх итальянских композиторов, постепенно добавляя партии вагнеровских героинь. Она часто участвует в постановках, которыми дирижирует  Кристиан Тилеманн.

Вальтрауд Майер обладает огромным густым великолепным голосом с удивительной подвижностью. Она начала свою карьеру в Байройте  в 1983 году, выступив в партии Кундри из «Парсифаля». Об ее участии в 2018 году было объявлено заранее, как и об участии Ани Хартерос.

А вот с исполнителем роли Лоэнгрина возникли проблемы.

Накануне начала репетиций знаменитый тенор Роберто Аланья отказался  от партии Лоэнгрина, и организаторам нужно было срочно найти замену. Им оказался польский тенор Петр Бечала, много лет выступающий в ведущих оперных театрах мира и уже исполнивший партию Лоэнгрина в Дрездене в спектакле под руководством  Кристиана Тилеманна. Можно сказать, что публике повезло. Драматический тенор певца обладает выразительностью, отличается благородным тембром. Партия была исполнена  вдумчиво, дуэты с Аней Хартерос отличались проникновенной актерской игрой, помимо выдающегося вокального мастерства.

Американо-израильского режиссера Юваля Шарона называют смелым интерпретатором, но на его счету пока только одна оперная постановка —  «Волшебная флейта» в Берлине. Постановка «Лоэнгрина» стала  для него удачным продолжением карьеры.

Лариса Докторова

Байройт

2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *