Противоречивые чувства

В Брюсселе в мае проходил Международный музыкальный конкурс имени королевы Елизаветы, на который съехались молодые исполнители из разных стран, и город на две недели в превратился в вокальную столицу мира.

30 лет назад вокал был включен в конкурсную программу как одна из его дисциплин, и в этом году конкурс отметил эту знаменательную дату. За эти годы через конкурс прошли сотни певцов, и для многих из них он послужил платформой для международной карьеры.

Брюссельский конкурс известен трудной программой и тщательным отбором участников. Тем не менее, количество заявок для участия в конкурсе с каждым годом увеличивается. В 2018 году их было подано более 300, но после изучения досье кандидатов Жюри конкурса пригласило в Брюссель 55 певцов. Как обычно, самое большое количество участников приехало из Южной Кореи.

Первый и второй туры проходили в сопровождении рояля, в финальных выступлениях принимал участие симфонический оркестр оперного театра Ла Монне под управлением его музыкального руководителя Алена Антиноглу. Конкурс закончился поздно вечером 12 мая и в тот же вечер в брюссельском Дворце Искусств были оглашены имена победителей. Первые шесть конкурсантов распределяются по местам, а вторые шесть считаются финалистами и награждаются денежными премиями.

Немного удивило решение организаторов сократить время конкурсных туров. Вместо обычных четырех недель, конкурс закончился через 12 дней. То есть для первого и второго туров было отведено по 2 дня, а для финальных выступлений — три вечера. Жюри объяснило свое решение тем, что конкурсантам трудно освободить для участия в конкурсе четыре недели, так как многие из них заняты концертной деятельностью. Но, возможно, причина была чисто финансовая.

Жюри состояло из 16 членов, и его возглавил, как и в предыдущие годы, бельгийский музыкант Ари Ван Лизбет. Работа Жюри была трудная, можно сказать, почти невозможная. В течение четырех часов нужно было прослушать и определить достоинства 17 конкурсантов, из которых большинство женщины (12 человек), обладательницы легких нежных сопрано. Это было во время дневной сессии, а через полтора часа во время вечерней сессии все повторилось, только на этот раз было 11 исполнителей. Неудивительно, что когда прозвучало сильное контральто русской певицы Екатерины Романовой, зал замер. Пресса дала самую высокую оценку этой участнице. Позже выступил китайский бас Ли Ао, именно бас, а не бас-баритон, продемонстрировавший не только объемный бархатный бас, который без всякого труда заполнит любой оперный театр, но и идеальную дикцию, свободу и артистический талант. Он спел арию Дона Базилио из оперы Россини «Севильский цирюльник». Вторым номером была ария Алеко из оперы Рахманинова «Алеко». Но такие моменты случались редко.

Среди членов жюри были три директора оперных театров: Питер Де Калуе из Ла Монне, Доминик Мейер из Венской оперы и Марк Клемер, который до последнего времени возглавлял Рейнскую оперу, а теперь –заведует школой для молодых солистов в Кольмаре.

Я присутствовала на нескольких сессиях, и мои впечатления довольно противоречивы. У всех выступавших чувствовалась основательная подготовка. Для первого тура почти все конкурсанты выбрали произведения Моцарта, Доницетти, Белинни и композиторов XIX века от Бетховена до Чайковского. За исключением выступлений двух американских певцов, в концертах не прозвучали произведения композиторов ХХ века. Сопрано Марта Исон исполнила арию из оперы Джона Адамса «Никсон в Китае», а баритон Алекс Де Сошио взял отрывок из оперы Джейка Хегги «Моби Дик».

Для второго тура певцам требовалось подготовить две концертных программы с включением произведений из разных эпох и разных композиторов. Тут можно было услышать арии из опер, входящих в репертуары всех оперных театров мира. Конкурсанты должны были показать свое умение владеть вокальной техникой, способность перевоплощаться и понимание стиля.

К финальным выступлениям конкурсанты должны были подготовить от 3х до 6 вещей, также отобранных Жюри.

Потенциальные победители определились почти с самого начала, и с решением Жюри почти все согласились, как публика, так и профессионалы. Хотя у меня лично включение в число победителей испанского сопрано Рочио Перез вызывает недоумение. Она исполняла произведения Моцарта, Делиба и Беллини, не обладая достаточной техникой бельканто.

С первого тура было ясно, что французское меццо сопрано Эва Зайчик станет лауреатом. В ее исполнении арии из опер Россини и Перселла продемонстрировали убедительную технику и понимание белькантовского репертуара. Певица обладает опытом исполнения, являясь солисткой французской труппы «Версальская опера» и часто появляясь на сценах других французских театров, преимущественно в классическом репертуаре.

Другим потенциальным победителем был немецкий баритон Самюэль Хассельхорн. Уже после первого тура, когда он исполнил произведения Шуберта и Дебюсси, публика была поражена его глубоким проникновенным голосом, с идеальной дикцией, владением звуком и интонацией. В финальном выступлении он пленил аудиторию трогательным исполнением арии маркиза Поза из Оперы Верди «Дон Карлос».

Меня разочаровало не включение в число финалистов русского контральто Екатерины Романовой. Ее хвалила пресса, называя ее голос редчайшим. Но, возможно, Жюри увидело в певице какие –то недостатки, которые могут распознать только специалисты.

Нечто аналогичное случилось с китайским басом Ао Ли. Помню, впервые услышав его на первом туре, я, как и многие другие, была поражена. В перерыве публика говорила только о нем. Всех восхитило не только его прекрасное вокальное исполнение, но и редкий драматический талант и свободное поведение на сцене. Ао Ли- прекрасный солист, который может составить славу любого оперного спектакля. Но победителем конкурса он не стал.

Жюри сделало правильный выбор, отдав предпочтение драматическим голосам. Среди шести лауреатов было только два сопрано.

Первое место занял немецкий певец Самюэль Хассельхорн, удостоившись премии королевы Матильды в 25 000 евро. Второе место заняла французская певица -меццо Эва Зайчик. На третьем месте оказался китайский бас Ао Ли, на четвертом — испанское сопрано Рочио Перез, на пятом- французское меццо-сопрано Элоиз Мас, и на шестом месте- франко-бельгийское сопрано Мариан Кру.

Остальные шесть финалистов получили по 4000 евро.

Следующий раз мы услышим вокалистов в Брюсселе в 2022 году.

Лариса Докторова

Брюссель

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *