Художники всех стран всегда стремятся в Италию

Музей Ла Бовери в Льеже представил выставку ВИВА РОМА. Название указывает на оригинальную идею, которая легла в основу этой экспозиции. Речь идет о произведениях молодых европейских мастеров, которые провели несколько месяцев или лет в Риме, отправившись туда знакомиться с античным искусством и с жизнью Италии.

Льеж — главный город Валлонии город музеев и театров. В течение 1000 лет он был столицей Льежского епископства. В 1789 году город оккупировали французские революционные войска, и епископство перестало существовать.
За последние 10 лет Льеж превратился в культурную столицу Валлонии. В городе
отреставрировали оперный театр, создали и реставрировали несколько музеев, среди которых Ла Бовери. Прекрасное неоклассическое здание было построено в 1905 году для проведения всемирной промышленной выставки. Оно находится в центре города в парке с тем же названием на острове, образованном рекой Маас и обводным каналом. В нем расположился музей современного искусства, в котором собралась богатейшая коллекция работ всемирно известных мастеров. В 2014 году здание было перестроено, и музей подписал протокол о сотрудничестве с Лувром. Подобные соглашения у Лувра имеются с 70 музеями мира. В обязательства сторон
входят организация выставок, совместное участие в археологических экспедициях, реставрация произведений и конечно передача для временных выставок работ из своих собраний. Это сотрудничество стало первым для Лувра с бельгийским музеем.
Первая совместная выставка была организована в апреле этого года. На нее собрали 175 произведений из многих музеев мира, включая 30 работ из Лувра.
Название выставки ВИВА РОМА указывает на оригинальную идею, которая легла в основу этой экспозиции. Речь идет о произведениях молодых европейских мастеров, которые провели несколько месяцев или лет в Риме, отправившись туда знакомиться с античным искусством и с жизнью Италии.
Италия, Греция, северная Африка веками притягивали жителей европейского Севера. В Средние века это были паломники, которые стремились познакомиться с краями, описанными в Библии, увидеть религиозные святыни и посетить места, окутанные легендами о происшедших там чудесах. Начиная с конца XVII века поток паломников начал иссякать, и его сменили молодые английские
аристократы, которые после окончания университетов отправлялись в так называемый «ГрандТур» для знакомства с классической культурой и укладом жизни других стран и народов. По возвращении после двух или трех лет, проведенных в южных странах, они занимали ожидавшие их дипломатические посты или шли работать в правительство.
А вот с начала XVIII века это стремление познакомиться с античной культурой приобрело более массовый характер. И тут город Льеж сыграл важную роль. Льежский меценат Альбер Дарчи в конце XVII века создал фонд с целью оплачивать поездки в Рим для молодых талантливых льежских художников. Художникам предлагалось проводить в Риме пять лет. Для этого фонд приобрел в центре Рима здание, в котором могли поселиться 20- 30 студентов. Любопытно, что этот фонд существует и поныне, как и принадлежащее ему здание в центре Рима. Но теперь
пребывание Льежских художников в Риме ограничено четырьмя месяцами.
В первом зале в Ла Бовери можно увидеть работы тех самых первых стипендиатов фонда Дарчи, которые отправились в Рим в самом начале ХVIII века . Молодые художники занимались, в первую очередь, копированием античных памятников и работ мастеров Ренессанса, проводили много времени в Ватиканских музеях, где копировали греческие скульптуры, но одновременно делали зарисовки сцен той жизни, которую видели вокруг себя.
Возвращаясь в Льеж, они привозили портреты римлянок, уличные сценки и конечно
неповторимые пейзажи окрестностей Рима и изображения знаменитых памятников Колизея, Пантеона, Капитолия. На многих картинах изображены античные руины. Даже появился специальный термин- руинизм, означающий увлечение античными руинами. Спустя 100 лет Французская академия живописи приобрела в Риме виллу Медичи и тоже предоставила молодым и талантливым выпускникам возможность провести в Риме два или три года. Это право давалось тем, кто был награжден Римской премии. Позже такое же право получили композиторы. Многие ныне знаменитые французские художники, скульпторы и композиторы побывали в Риме. В последующих залах выставки можно видеть их произведения, которые отражают их жизнь в Риме и увлечение античным искусством и искусством Ренессанса. В
Риме художники делали эскизы и зарисовки для больших картин, которые служил их отчетом о пребывании в Риме. Возвращаясь на родину, они создавали большие полотна на религиозные или исторические темы.
Другие европейские страны последовали примеру Франции и тоже стали отправлять в Рим молодых художников и скульпторов. Некоторые страны приобрели дома в Риме, где селились их выпускники, например Дания и Германия, другие , как Россия, обеспечивали выпускников деньгами, в остальном художники должны были полагаться на себя. Но появляясь в Риме, они завязывали знакомства, начинали посещать одни и те же школы живописи, часто копировали те же памятники архитектуры или вместе отправлялись в путешествия по окрестностям Рима и
дальше. В то время раскопки Помпей шли полным ходом и посещение Везувия, Помпей и Геркуланума входило в обязательную программу пребывания в Италии.
На выставке интересно увидеть и сравнить работы художников разных национальностей, копирующих те же памятники или создающих портрет тех же натурщиц.
В Риме к началу XIX века появилось несколько признанных лидеров артистического содружества, главным был датский скульптор Бертель Торвальдсен. Он приехал как стипендиат и остался в Риме на много лет. Любой датский молодой художник, появляясь в Риме, имел в кармане рекомендательное письмо к нему. Такую же роль играл русский художник Александр Иванов.
Русские художники тоже прошли через обучение в Риме, например Сильвестр- Щедрин, Карл Брюллов, Орест Кипренский или Генрих Семирамидский. Но, к сожалению, на выставке нет их произведений. А жаль!
Некоторые художники, познакомившись с Римом, вообще не возвращались на родину. Среди таких были француз Николя Пуссен, немка Анжелика Кауфман. Я вспоминаю строки из одного из последних писем фламандца Поля Рубенса, которое он написал своему другу, фламандскому граверу, который переселился в Рим. Поль Рубенс пишет, как он ему завидует и как он надеется, что ему вскоре удастся осуществить свою мечту и тоже уехать в Рим. Это было за несколько месяцев до смерти Рубенса. Удивительно читать такие строки, написанные одним из самых
успешных и знаменитых еще при жизни художников. Он жил во дворце, был счастливо женат, пользовался невероятным авторитетом, но всю жизнь мечтал вернуться в Италию.
Это неуловимое и всепобеждающее очарование Рима и его воздействие на путешественников попытались передать устроители выставки. Один из ее разделов назван «Свет в Риме». Художники с восторгом изображали игру света –тени, четкие рельефы руин, ясное небо и голубые холмы.
Один зал выставки отведен теме «Римские бандиты». Некоторые картины, хотя и выполненные в условной манере начала XVIII, рассказывают о драматических дорожных происшествиях. Грабежи, убийства путешественников были нередки. Бандиты выглядят живописно: бородатые, с цветными косынками на головах или на шеях, с ножами. Их жертвы- запуганными, со связанными руками и ногами. Можно себе представить, что с ними будет. В то время путешествия были опасным делом. Обычно северяне садились на судно и добирались по морю до Генуи, а оттуда уже ехали на колясках вдоль побережья. Другие с ограниченными средствами отправлялись по суше, пересекая Европу и, главное, пересекая Альпы. Что тоже
было опасно.
Когда художники оказывались в Италии, они были ошеломлены ярким солнцем, голубым небом, вечнозелеными деревьями и кустами. И вот это они передали в своих этюдах и акварелях. Из писем молодых художников очевидно, что предоставленных им средств было недостаточно, и они старались продавать свои работы туристам или друг другу. Им не хватало денег даже на краски, не говоря уже о натурщицах и путешествиях. В Риме с середине XVIII по середину XIX века
жило до 5000 художников.
Выставка завершается работами современных художников, тоже очарованных Римом. Самые интересные выполнены китайским художником Яном Пейем –Мингом, который с 1993 по 1998 год был пансионером виллы Медичи. Результатом его пребывания стали 20 картин огромного формата, на которых Рим представлен как город, погружающийся в свою тысячелетнюю историю. Темные руины под мрачным лунным светом. Город мертвый как Пальмира, как будто это руины
прошлой цивилизации.
Эта выставка служит лучшим рекламным проспектом для посещения Рима. Глядя на хмурое бельгийское небо, я себя спрашиваю, что я тут делаю. Скорее туда, к солнцу. Вот такое впечатление выносишь с экспозиции ВИВА РОМА!
Лариса Докторова
Льеж

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *