Страсти по русской революции

11 декабря в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии пройдет мировая премьера новой поэтории «Страсти по русской революции 1917 года» для чтеца, солистов, органа, смешанного хора и русского оркестра композитора Виктора Плешака .

Исполнят сочинение Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева

Хор студентов Санкт-Петербургской консерватории

художественный руководитель и дирижер – Валерий Успенский

дирижер – Дмитрий Хохлов

Светлана Москаленко — сопрано; Александр Михайлов ­– тенор; Сергей Романов – баритон; Юрий Власов – бас; Елизавета Панченко – орган; Сергей Новожилов – чтец

«Страсти по русской революции 1917 года» посвящены 100-летию события, в корне изменившего ход российской и мировой истории. По словам композитора, слово «страсти» в названии сочинения отсылает, скорее, не к страстям Христовым, а к запредельным в своем выражении страстям человеческим.

Произведение продолжает музыкально-историческую эпопею Плешака «Русский миръ», в разных частях которой осмысливаются важнейшие вехи становления и развития нашего Отечества. Примечательно, что во всех частях «Русского мира» Плешак одновременно является и композитором, и либреттистом, демонстрируя глубокие познания в области истории, литературы, поэзии, канонических текстов и философских трудов. Также как и остальные части цикла, «Страсти» созданы автором специально для оркестра имени В.В. Андреева, с которым Плешака связывает давняя дружба и плодотворные творческие контакты. Именно этот уникальный коллектив позволяет воплотить в жизнь все музыкальные идеи композитора, сочетая в себе утонченный колорит русских инструментов, профессионализм, блестящую сыгранность состава и безграничные оркестровые краски.

Жанровая сущность произведения обозначена композитором как поэтория. Ведущую роль автор отдаёт пророческому слову поэтов-современников революции, которых озвучивают солисты. Отрывки из знаменитых произведений В. Маяковского (поэмы «Хорошо» и стихотворения «Левый марш») поручены басу; революционная лирика С. Есенина (строки из стихотворений «Ответ» и «Воспоминание», поэмы «Песнь о Великом походе») звучат в устах баритона; фрагменты из поэмы «Двенадцать» А.Блока («трагического тенора эпохи», по словам А.Ахматовой) переданы тенору; мятежная и пронзительная лирика М. Цветаевой (в основном, из цикла «Лебединый стан») отдана композитором сопрано.

Важную роль в музыкальной драматургии поэтории отдана хору, который то выступает как комментатор или участник революционных событий, то включается в диалог с солистом или просто поддерживает его высказывание, то предлагает художественное обобщение происходящего. Стилистическая палитра хора весьма многообразна: здесь и боевые маршевые песни, и церковные песнопения, и певучая кантилена, и удалые возгласы толпы, и частушечные интонации.

Инструментальный состав поэтории весьма необычен: мягкие тембры русских национальных инструментов Андреевского оркестра дополнены органом, звучание которого придает произведению грандиозность и мощь, а также связывает его с образцами духовной музыки прежних эпох.

Концептуальная кульминация произведения помещена в заключительный раздел последней части «Страстей», построенный на поэтических строках русского религиозного философа Владимира Соловьева (стихотворение «Бедный путь»). На финальных словах поэтории звучит гимн свету, солнцу и всемирной любви, объединяющий солистов, хор, оркестр и орган.

Символично, что «Страсти» родились в Санкт-Петербурге — «колыбели» революции, и прозвучат в исполнении Андреевского оркестра — коллектива со 130-летней историей, пережившего эти и все последующие драматические события в жизни нашей Родины.

Соб. инф.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *