Растворилась в природе без остатка

Официальное открытие выставки американского художника Сьюзан Сворц «Личный путь» в Русском музее прошло на высоком политическом уровне. ПРИЕХАЛИ ЭКС-КАНЦЛЕР ГЕРМАНИИ ГЕРХАРД ШРЕДЕР, ПОСОЛ США В РОССИИ ДЖОН ХАНТСМАН, ПОСОЛ ФРГ В РОССИИ РЮДИГЕР ФОН ФРИЧ. ПРИЕХАЛА И САМА СВОРЦ, СЧИТАЮЩАЯСЯ В ШТАТАХ КУЛЬТОВОЙ ХУДОЖНИЦЕЙ. ВЫСОКИХ ГОСТЕЙ ВСТРЕЧАЛ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ КУЛЬТУРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ МИХАИЛ ШВЫДКОЙ. Представителей городской администрации не наблюдалось. Ну и правильно. Это американцам надо «мосты наводить», и они используют каждую возможность что-нибудь заявить. 

В экспозиции представлены только абстрактные полотна. Тем, кто собирается ремонтировать квартиру стоит присмотреться на этой выставке к вариантам декорирования стен в комнатах и керамической плиткой в ванной. Тем не менее Сьюзен Сворц, открывая экспозицию, говорила о мощном влиянии природы на её творчество.

Михаил Швыдкой демонстрировал виртуозную политкорректность.«Эта выставка соединяет в себе такой романтизм американских художников второй половины XIX века и достижения абстракционизма XX века. При этом работы Сьюзан Сворц удивительно индивидуальны», — сказал он.

Господин Шредер, кстати, сказал на открытии выставки добрые слова, в основном о России, а не картинах Сворц. Хотя им он тоже улыбался. «Я убежден, что в долгосрочной перспективе нам необходимо с Россией улучшать отношения. Россия — это не только партнер по торговле, поставке энергии, но, что намного важнее, без сотрудничества с Россией невозможна стабильность в Восточной Европе, Центральной Азии, на Кавказе, Ближнем Востоке и в Северной Африке, — отметил экс-канцлер Германии. — Мир и стабильность на нашем континенте возможны только в постоянном партнерстве с Россией. Чтобы эти отношения с Россией снова стали действенными, необходимо больше доверия. Процесс его восстановления требует времени, ему нужен иной тон, перемены в политике, дипломатии, прежде всего, в культурном обмене», — очень правильно сказал он. А посол Хантсман присоединился.

«Подписываюсь под каждым вашим словом, господин Шредер — Искусство — это то, что объединяет всех нас, то, что дает стимул для нашего существования. Сейчас не самый простой политический период. Но я точно знаю, что мир чувствует себя спокойнее, когда Россия и США работают вместе, развиваются вместе. Образовательный и культурный обмен дает нам шанс на такое развитие».

Это первая выставка Сьюзен Сворц, художницы, живущей в Парк-Сити, штат Юта и на острове Мартас-Винъярд, которая проводится в России. Более 100 картин, написанных с начала 2000-х годов по настоящее время.

В 2014 году Сворц побывала на зимних олимпийских играх, проходившие в Сочи, и величие окружающей ее природы вдохновило ее на написание новых картин. «Я покидала страну с более ясным и глубоким видением моих будущих работ, подвигнувшим меня на более агрессивное и абстрактное видение окружающего меня мира», комментирует Сворц. «То, как подобный опыт потрясает мое сознание и побуждает меня расширять мои представления о природе, всегда казалось мне удивительным». Возвращение Сворц в Россию является продолжением путешествия художницы по ее личному пути: эта персональная выставка демонстрирует ее рост как художника.

Во вступительной статье к каталогу выставки «Личный путь» российский художественный критик Александр Боровский так описывает выразительность творчества Сворц: «В этих же вещах как раз трансформируется опыт личного авторского присутствия в природе, соприкосновения с ней — и «возвышенных», поэтичных, и почти автоматических, житейских, тактильных». Сворц предлагает зрителю задуматься над постоянно меняющейся, многогранной природой человеческого существования.

Для американской художницы организация своей персональной выставке в Музее Людвига в Государственном Русском музее, расположенном в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге, – исключительное по своей важности событие. Честь выставляться в этом музее Сворц разделила с такими художниками как Энди Уорхол, Роберт Индиана и Джудит Ротшильд. Сворц с нетерпением ждет момента, когда новый зритель познакомится с ее искусством, и границы ее присутствия в международном пространстве расширятся.

Кураторами проекта выступили профессор доктор Дитер Ронте и именитый российский художественный критик Александр Боровский. Выставка была организована при поддержке боннского Фонда искусства и культуры. Ранее боннский Фонд культуры и искусства выступал в роли организатора выставок Ансельма Кифера, Маркуса Люперца и Герхарда Рихтера. Фонд также широко известен своим новаторским кросс-культурным проектом «Китай 8», в рамках которого работы китайских художников были представлены работы в девяти различных музеях Германии. В свою очередь, параллельный проект «Германия 8» позволил продемонстрировать произведения немецкого искусства на восьми выставочных площадках Пекина.

Ранее работы Сворц уже были представлены на ее персональных выставках в Музее Людвига в Будапеште, Музее Людвига в Кобленце (Германия), Коллегиенкирхе (Зальцбург, Австрия), Национальном музее женского искусства (Вашингтон), Художественном музее Спрингвилла (Спрингвилл, Юта) и Музее изобразительных искусств Юты в Солт-Лейк-Сити. Ее мастерские находятся в Парк-Сити (Юта) и на острове Мартас-Винъярд (Массачусестс).

Сьюзен Сворц: история жизни

Сьюзен Сворц делится своей любовью к природе и окружающей среде, исследуя пейзажи через создание абстрактных картин, для которых характерны мощные цвета и многослойность. В передаче великолепия прибрежного пейзажа и драматичности горных видов, Сворц следует традиции великих немецких художников: романтического мыслителя 19 века Каспара Давида Фридриха и иконы 20 века Герхарда Рихтера. Источник ее вдохновения – пересечение искусства, природы и духовного начала.

Характерный стиль Сворц из реализма развился в современную абстракцию и нашел признание на многочисленных персональных выставках, в том числе, и на самой последней из них – выставке «Личный путь», которая пройдет этой зимой в Мраморном дворце, являющимся частью Русского музея. Ранее наиболее значительные из ее персональных выставок проходили в Музее Людвига в Будапеште (Венгрия, 2016 год), Музее Людвига в Кобленце (Германия, 2015 года), Коллегиенкирхе в Зальцбурге (Австрия, 2014 год), Национальном музее женского искусства (Вашингтон, 2011 года), Художественном музее Спрингвилла (Юта, 2010 год) и в Музее изобразительных искусств Юты в Солт-Лейк-Сити (Юта, 2008 год). Ее работы находятся в постоянных коллекциях Национального музея женского искусства, Художественного музея Спрингвилла, Музее изобразительных искусств Юты и Международного Олимпийского музея в Лозанне. Многие из проведенных выставок сопровождалось изданием каталогов работ художницы.

В 2005 году работы Сворц были опубликованы в книге издательства Gibbs Smith под названием Painters of the Wasatch Mountains, где также были представлены такие художники, принадлежащие к так называемой школе гор Уосатч, как Мэйнард Диксон, Альберт Бирштадт и Томас Моран. В том же году она удостоилась поощрения Гарвардской школы богословия за работу, продолжающую соединять в себе художественное мастерство и веру. Сворц была официальным ландшафтным художником олимпийских игр 2002 года. В 2008 году ее изданная в твердой обложке книга «Откровения природы» (Natural Revelations) удостоилась премии Ассоциации независимых книгоиздателей.

Присущие работам Сворц энергия и напряжение отражают ее многогранные отношения с миром природы. Ее продолжавшаяся на протяжении десяти лет борьба с отравлением ртутью и болезнью Лайма изменила ее как художника и как гражданина. Основой ее работы сегодня являются глубокое уважение к земле и непоколебимая решимость информировать и обучать. Сворц сотрудничала с Робертом Ф. Кеннеди младшим, Луи Психойосом и доктором Джэйн Гудолл в реализации ряда экологических кампаний, она также поддерживает распространение и производство документальных фильмов, цель которых пролить свет на социальную несправедливость и проблемы окружающей среды. Среди фильмов, в работе над которыми она принимала участие, есть призеры и номинанты премии «Оскар», а также призеры кинофестиваля «Сандэнс».

Сворц является членом национального консультативного совета Национального музея женского искусства и Совета деканата Гарвардской школы богословия, а также сооснователем существующего на пожертвования Христианского центра Парк-Сити. Кроме того, она является членом правления Кинематографического центра Юты и членом-основателем Impact Partners, организации, занимающейся документальным кино.

Сворц создает свои работы в Парк-Сити (Юта) и на острове Мартас-Винъярд (Массачусетс).

Елена Дружинина

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *