Власть и другие вещи

«Власть и другие вещи» — так названа главная выставка Бельгийского фестиваля искусств «Европалия» 2017. Эти провидческие слова произнес первый президент Индонезии Сукарно, подписывая с японцами «Декларацию о Независимости» в 1945 году. Он имел в виду передачу власти и всего прочего индонезийскому народу.

Бельгийский фестиваль искусства «Европалия», который проводится каждые два года, в этом году решил сконцентрировать внимание на Индонезии. Фестиваль был создан в 1969 году, и за эти годы публика познакомилась с культурными достижениями многих стран и народов, включая Россию.

Хотя Индонезия является пятой страной в мире по числу жителей и территории, ее культура мало известна в Европе, за исключением батика и острова Бали. Теперь бельгийские и индонезийские кураторы решили показать предметы искусства, культуры, культа, быта индонезийцев, представив все это на фоне политической истории страны. Подготовка началась задолго. Были получены разрешения вывезти национальные сокровища из индонезийских музеев, чтобы выставить их бок о бок с европейскими вещами того же времени. Организованы концерты индонезийских музыкантов, играющих на национальных инструментах, а также певцов и танцевальных коллективов. Особое внимание было обращено на взаимное знакомство индонезийских и европейских художников, потому в Бельгию на длительные командировки были приглашены художники из Индонезии, а европейцы отправились в Индонезию. В последних залах выставки представлены их работы.

Выставка рассказывает об искусстве Индонезии с 1835 года до нынешнего времени. Главное, к чему стремились индонезийские организаторы фестиваля- познакомить публику с недавней турбулентной историей страны, оставив за кадром многотысячелетнее прошлое. В картинах, привезенных из Национального музея, отражается жизнь страны во время колониализма. Ряд индонезийских художников получили образование в Голландии и стали считаться голландскими художниками, но все они не забыли своего прошлого, и в их картинах оно отражается. Тут же можно видеть и картины голландских художников, которые жили и работали в Индонезии. У двух групп мастеров существовали разные точки зрения на то же событие. Голландцы приукрашивали и оправдывали колонизацию, а индонезийцев, выступавших против голландцев, считали преступниками, в отличие от них индонезийцы чтили своих соотечественников и изображали их как героев.

Раден Салех (1811-1880), индонезийской принц, отправился в Голландию учиться живописи, стал успешным художником и придворным живописцем, женился на голландской аристократке, и после 25 лет, проведенных в Голландии, все бросил и вернулся на Яву. Его картина «Арест Дипонегоро» помещена на одной стене с картиной на тот же сюжет, выполненной голландским живописцем, его современником. Но насколько они отличаются по настроению. У Салеха это герой, а у Николааса Пинемана герои- голландцы, которые пришли арестовывать Дипонегоро.

Огромное полотно Яна Тооропа «Император Явы» выполненное в темных тонах, изображает императора, окруженного своими воинами. Подчеркнут воинственный дух и благородство императора. По напряжению, исходящему от воинов с копьями, эту картину можно сравнить с «Битвой при Романо» Паоло Уччелло, хранящуюся в Уффици, но я сомневаюсь, чтобы Тоороп ее видел.

Среди картин индонезийских художников, выполненных в конце XIX века, есть некоторые, на которых присутствуют свидетельства влияния на них европейской живописи конца века. Например картина художника Судожойджоно носит следы влияния Джейса Энсора, бельгийского экспрессиониста, но снова я сомневаюсь, что он мог видеть его работы.

17 августа 1945 года после поражения Японии была провозглашена независимость Индонезии, и столицей новой страны стала Джакарта, расположенная на самом большом острове Ява. Но война с голландцами продолжалась еще четыре года, и декларация независимости от Голландии была подписана только в 1949 году. Церемония состоялась в знаменитом отеле Hotel des Indes. Можно только догадываться, насколько велика была ненависть к голландцам, если сразу после церемонии этот отель был разрушен, а на его месте выстроено одно из самых уродливых зданий в Джакарте, серое бетонное безликое, где помещается супермаркет Карфур. От самого отеля остались лишь фотографии, на которых видно элегантное белое здание, утопающее в зелени.

Лишь в 2005 году Гаагский суд утвердил 17 августа 1945 года как день независимости Индонезии.

Хотя голландская колонизация длилась 450 лет, а японская оккупация только три года, последняя была исключительной по жестокости. Из произведений искусства от этого периода мало, что сохранилось, но все- таки кураторы смогли найти интересные вещи. Японцы в 1943 году отобрали несколько десятков индонезийских художников и поручили им создать произведения, прославляющие японский порядок. Когда они увидели, что получилось, эти работы были спрятаны в запасниках Токийского музея, где хранятся до сих пор. Но некоторые художники после войны смогли повторить свои произведения, и на выставке они присутствуют. Художники отразили реальность жизни, насилие, отношения между японцами и индонезийцами как между господами и крепостными. Это небольшие зарисовки, выполненные в акварели или в гуаши.

С момента провозглашения независимости прошло более 70 лет, но нанесенные раны живы, особенно в среде творцов, и почти в каждой сфере искусства находятся работы, которые повествуют о колонизации, будь то живопись, фильмы, литература, или фотографии.

Индонезия- морская держава. Она состоит из 17508 островов, и даже эта цифра оспаривается, из них 822 обитаемы. На них проживают более 300 этнических групп, от самых больших например яванской, в которую входят 95 миллионов человек и 40% населения, до самых маленьких, состоящих всего из 2000 человек. В стране шесть официальных религий, среди которых Ислам является главной. Его исповедуют 200 млн человек, то есть 85 % населения. В стране 726 различных языка. Понятно, почему европейцы имеют смутное представление о стране. Как же объять необъятное?

Другая интересная выставка, тоже проходящая во Дворце Искусств, носит название «Предки и ритуалы», она интересна сама по себе и в сравнении с европейскими культами, и по ней можно судить, насколько европейские и индонезийские культы разнятся друг от друга. Для индонезийцев предки сосуществуют с потомками, их почитают, без разговоров с ними не предпринимают никаких действий. Предки- сердце индонезийского общества. Количество посвященных им ритуалов невероятно, и они отражают многообразие общества. На выставке много религиозных символов, среди которых главное — похоронные ритуалы. Это важнейшая часть жизни индонезийского общества. Иногда похоронные ритуалы растягиваются на несколько лет, и только после этого жизнь в семье возвращается в обычное русло. Деревянные предметы, маски, каменные идолы- все это часть культуры народа.

В Европе религия, ритуалы перестали играть заметную роль. Из за растущего индивидуализма люди сами решают вопрос о том, какой кодекс поведения выбрать, многие отказались от традиционных вероисповеданий, церкви плохо посещаются, а в Индонезии религии процветают, и в этом большую роль играют связи с предками.

«Европалия» продлится до 21 января 2018 года

Лариса Докторова

Брюссель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *