Платья, которые носили царицы

В Зимнем дворце открылись выставки «Эрмитажная энциклопедия текстиля. История» и Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация. На них впервые представлены текстильные коллекции Эрмитажа во всём их многообразии, от первобытных образцов до тканей XX века, от Античности и Востока до современной Европы.

В Эрмитаже хранится одна из богатейших в мире коллекций тканей, ковров, костюмов, вышивок и кружева. По многообразию текстильная коллекция музея может претендовать на энциклопедичность охвата как исторических периодов, так и географических ареалов, где когда-либо существовали производства текстиля.

В Георгиевском зале Зимнего дворца представлены лучшие образцы из текстильных коллекций Государственного Эрмитажа: шпалеры, ковры, вышивки, кружево, ткани и костюмы стран Западной Европы, России и Востока. Здесь можно увидеть никогда не покидавший стены Зимнего дворца гобелен «Крестница Фей», который был преподнесен Николаю II лично французским президентом Феликсом Фором (Félix Faure). Среди других ценных подарков Российскому императорскому дому –  шпалеры, ровно триста лет назад привезенные из Парижа Петром I. Редкостью является полный костюм кавалера английского ордена Подвязки, подаренный Александру II королевой Великобритании Викторией. К уникальным экспонатам можно отнести костюм Евгения Богарне, пасынка императора Наполеона, привезенный в Россию в 1839 году после свадьбы его сына Максимилиана и дочери Николая I Марии.

На выставке также показаны образцы парадного костюма, военной и придворной униформы: платья Екатерины II, Марии Федоровны, супруги Александра III и последней императрицы Александры Федоровны, созданные руками талантливых русских и иностранных мастеров и ведущих модных домов Европы и России XVIII – начала XX века. Кроме военных мундиров на выставке показаны яркие образцы из прекрасной коллекции знамен. 

В коллекции Эрмитажа, наряду с предметами из Зимнего дворца и других царских и великокняжеских резиденций, хранятся произведения из собраний русских аристократов. Особенно богатыми были коллекции князей Юсуповых, куда входили первоклассные шпалеры, костюмы кружево, среди них роскошное свадебное покрывало с гербами рода Юсуповых и графа Сумарокова-Эльстон.

Собрание восточного текстиля в Эрмитаже включает редкие и интересные памятниками. Русские цари в своей казне хранили большое количество китайских шелков и вышивок. Многие изделия были поднесены в качестве дипломатических подарков. Например, тканая шелковая шпалера с изображением журавля была подарена китайским императором Петру I. 

Персидские и турецкие бархаты XVI века можно увидеть в русских церковных облачениях, оплечья которых были вышиты в XVII веке русскими мастерами. Зрители имеют также редкую возможность познакомиться с роскошными восточными коврами, вытканными в мастерских Индии, Ирана и Кавказа.

В Пикетном зале показаны текстильные коллекции от эпохи неолита до ренессанса. Собрание, насчитывающее тысячи предметов, распределено по научным отделам Эрмитажа. Наиболее ранние образцы текстиля хранятся в Отделе археологии Восточной Европы и Сибири, Отделе Античного мира и Отделе Востока.

Текстильное собрание Отдела археологии насчитывает более тысячи предметов, принадлежащим различным историческим эпохам – от неолита до Средневековья. Древнейшие на выставке предметы текстиля относятся к эпохе неолита (3-е тысячелетие до н. э.) и были созданы строителями свайных поселений на северо-западе России.

В Эрмитаже хранятся многочисленные и разнообразные коллекции памятников скифской эпохи (IX–III века до н. э.), включающие и текстильные находки. Ими особенно богаты погребения кочевых «вождей» на территории Саяно-Алтая: раннескифские комплексы Аржан-1 и Аржан-2 в Туве и, конечно, знаменитые «ледяные» курганы Алтая, в первую очередь Пазырыкские. 

География находок более позднего времени значительно шире. Редкие образцы текстильных изделий ранневизантийского времени – златотканые каймы – происходят из коллекции, собранной в разрушенном склепе VI–VII веков на Госпитальной улице в Керчи.

В ходе археологического изучения Старой Ладоги – известного памятника эпохи викингов и Древней Руси – была получена значительная коллекция текстиля VIII–X веков. Исследование средневековых памятников Прибалтики дало много фрагментов шерстяных и льняных тканей, принадлежавших племенам латгалов IX–XII веков.

Находки из курганов средневековых кочевников XII–XIII веков на Днепре составляют коллекцию узорных шелковых тканей и вышивок, в том числе, вероятно, византийского производства. Узорные ткани и вышивки из китайского шелка происходят из знатного погребения монгольского времени в Южной Сибири.

В Отделе Античного мира хранится собрание тканей из античных некрополей Северного Причерноморья. Ткани относятся к разным периодам античной эпохи – от V века до н. э. до IV века н. э. Наиболее ранние шерстяные ткани покрыты узорными и сюжетными росписями с именами изображенных персонажей.

Собрание Отдела Востока Эрмитажа насчитывает около десяти тысяч единиц различных текстильных изделий (костюмы, отрезы тканей, археологические находки), в том числе около пятисот ковров из Турции, Азербайджана, Ирана, Китая и Индии. Крупнейшая коллекция предметов одежды и ковров, китайских шелковых тканей и вышивок происходит из погребений элиты кочевников сюнну в горах Ноин-Ула на севере Монголии. Уникальные предметы текстиля из аланского могильника Мощевая балка (Северный Кавказ, Адыгея) сохранились в условиях высокогорья, по которому в VIII–IX веках проходил один из отрезков так называемого Шелкового пути (основная часть коллекции выставлена в зале 57 Зимнего дворца). На другом конце Шелкового пути – у города Дуньхуан на северо-западе Китая – в пещерном буддийском монастыре Могао найдены фрагменты китайских шелков VIII–X веков. Важнейшее собрание тканей и буддийских знамен XII–XIV веков было привезено в Санкт-Петербург из развалин города Хара-Хото государства Западная Ся, которое существовало на северо-западе Китая в X–XIV веках. 

В Египте, благодаря сухому и жаркому климату, прекрасно сохранился текстиль разных эпох. Красочные ткани из раннехристианских (коптских) погребений IV–XII веков – одна из блестящих страниц христианской художественной культуры Египта. Узорные завесы, шали, туники, покрывала, салфетки вытканы из шерсти и льна в гобеленовой (шпалерной) технике. В конце XIX века они приобретались у местных жителей и торговцев. 

В 1885 году Императорский Эрмитаж приобрел в Париже коллекцию произведений средних веков и эпохи ренессанса, в которую входили ткани, вышивки и шпалеры, составляющие сегодня гордость эрмитажной коллекции. На выставке впервые показаны итальянские средневековые ткани и вышивки из Нидерландов вместе с современными им тканями из Китая и Египта, что позволяет наглядно проследить взаимные влияния и обмены ткацкими технологиями, а также художественные связи между различными странами.

Значительная часть эрмитажной коллекции тканей, вышивок, шпалер XIII–XVI веков, которая иллюстрирует все этапы производства, происходит из коллекции Музея Училища технического рисования барона А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге. В Пикетном зале Зимнего дворца зритель может увидеть итальянские фигуративные ткани XV века, предназначенные для церковных нужд, а также итальянские затканные золотом бархаты и вышивки эпохи Возрождения. Образцы персидских и турецких тканей того же времени, показанные вместе с итальянскими тканями, демонстрируют обоюдные заимствования в узорах. 

Экспозиция «Эрмитажная энциклопедия текстиля. История» позволяет не просто увидеть предметы из хранилищ музея, не экспонирующиеся на постоянных выставках, но также узнать о взаимосвязи текстильных технологий и орнаментаций разных стран.

В Гербовом зале Зимнего дворца на выставке «Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация» представлены музейные предметы, жизнь которых была неоднократно продлена благодаря реставрации.

Это знамена и штандарты, шпалеры и декоративные вышивки, предметы церковных облачений, светского и военного костюма, а также мемориальный костюм российских императоров. Отдельного внимания заслуживает история консервации археологических тканей. Выбор экспонатов обусловлен не столько их уникальностью и высоким художественным уровнем, сколько возможностью наглядно показать, как решаются сложные реставрационные задачи, и как постепенно за восемьдесят лет менялся сам подход к сохранению памятников, какие методы по прежнему актуальны и какие новые направления преобладают сегодня.

Некоторые памятники имеют свою уникальную реставрационную историю: парадный костюм Петра I, сшитый для коронации Екатерины I и надетый после смерти императора на Восковую персону, и Полтавский мундир Петра – национальные реликвии России, ставшие музейными экспонатами уже в XVIII веке. Кафтан и штаны, поднятые археологами с затонувшего в 1724 году судна «Архангел Рафаил», являются ординарными предметами западноевропейского костюма начала XVIII века, но история их реставрации уникальна и представляет интерес не только для узких специалистов. 

История реставрации тканей в Эрмитаже началась с работы над знаменами. Задача сохранения знамен еще с конца XIX века решалась путем наклеивания ветхих полотнищ на новую основу. В настоящее время широко используется метод дублирования музейных тканей к новой основе методом пришивки, а также дублирование с использованием современных адгезивных материалов. Сегодня у реставраторов есть возможность при необходимости удалить состарившийся клей и провести повторную реставрацию, применяя новые методики. Примером такой работы может служить реставрация нескольких шелковых турецких знамен XVIII века, ранее не реставрированных, а также повторная реставрация двух баварских знамен 1812 года и шведского знамени XVIII века. Русские знамена и штандарты XVIII-XIX веков, дублированные при помощи клея или шелковых нитей, после очистки и укрепления сохраняют свой исторический облик. При реставрации полкового знамя Лейб-Гвардии Преображенского полка 1742 года была сохранена не только шелковая основа и вышивка, но и разнообразные штопки, кропотливые мелкие зашивки, выполненные разными руками, которые продлили жизнь предмета, став его историей.

Эрмитаж хранит обширную коллекцию западноевропейских и русских шпалер. Шпалера «Нарцисс у источника» и шпалерный портрет великого князя Николая Павловича, представленные на выставке, демонстрируют метод восполнения утрат шерстяного и шелкового утка в оригинальной технике ткачества с восстановлением авторского рисунка композиции. Другой подход к реставрации можно увидеть на примере шпалеры «Дама за туалетом», которая была ранее дублирована на тюль мучным клеем. Метод наклейки позволил на некоторое время зафиксировать шпалеру в стабильном состоянии, но исказил, а местами полностью уничтожил изображение. В результате повторной реставрации шпалера была дублирована на новую основу реставрационным швом, имитирующим технику шпалерного ткачества. 

Особое место в реставрационной работе занимает консервация археологических памятников. В Эрмитаже хранятся античные, коптские, византийские ткани, фрагменты одежд, завесы и чепраки из курганов Горного Алтая и Северной Монголии, найденные в результате археологических раскопок. К уникальным экспонатам, сохраненным путем реставрации с применением мучного клея, относятся памятники из Пазырыкских курганов Горного Алтая V–III веков до н. э.: большой ковер из войлока и древнейший в мире ворсовый шерстяной ковер из Пятого кургана. Они по-прежнему находятся на постоянной экспозиции после реставрации, проведенной в 1949–1950 годах. Реставрация войлочных чулок из Второго Пазырыкского кургана, выполненная в 2016 году после проведения аналитической и практической работы, позволила соединить множество разрозненных, сильно искаженных фрагментов, приблизиться к пониманию подлинной формы и уточнить размеры археологических предметов. 

В экспозиции представлены китайские свитки с портретами военачальников и живописные обои (росписи по шелку). Часть из последних были использованы в отделке интерьеров Меншиковского дворца. Уникальный опыт реставрации китайских живописных обоев и высочайшее профессиональное мастерство позволили художникам-реставраторам в 2007 году приступить к реставрации китайских свитков XVIII века с портретами выдающихся военачальников, находящихся в аварийном состоянии. Пять портретов в форме вертикальных свитков, были изготовлены в Китае в 1760 году по приказу императора Цянь-луна. 

На выставке представлены парадные, праздничные, церемониальные и военные костюмы и церковные облачения. Особый интерес представляют мемориальные предметы из коллекции «Гардероб Петра I», мундиры императоров и платья императриц, сохранившиеся до наших дней. Реставрация костюма подразумевает не только очистку и укрепление тканей, но и реконструкцию формы, фасона платья. Для сохранения костюмов требовался индивидуальный подход, а для каждой ткани разрабатывалась своя методика реставрации.

Оружие, доспехи и предметы конской упряжи сочетают в себе металл, дерево и кожу, а в своей отделке разнообразные ткани – шерстяные и шелковые, гладкие и узорчатые, атласные и бархатные, часто украшенные золотым шитьем. В результате устранения деформации объемных и многослойных материалов, очистки и укрепления тканей, реставрации золотого шитья удается представить музейные экспонаты — латы, седла и чепраки — в оригинальном виде возвратив их первоначальный облик, зачастую искаженный временем. Посетители выставки смогут оценить историческую и художественную ценность седельно-сбруйного комплекта,  принадлежавшего императрице Екатерине II, рассмотреть изысканную золотую вышивку бархатных седел, полюбоваться доспехом индийского воина XVIII века название, которого переводится как «одежда из тысячи гвоздей». 

Примером сложной реставрации являются предметы золотошвейного искусства – древнерусское шитье и западноевропейские вышивки. После очистки и укрепления тканей с ювелирной точностью проводится восполнение прикрепа металлических нитей, в результате чего рисунок вышивки возрождается, а драгоценные нити вновь приобретают цветовой оттенок. Панно с изображением Георгия Победоносца, выполненное в Западной Европе в первой четверти XVII века, русские шитые пелены XVII века «Введение во храм пресвятой Богородицы», «Трое святых» и икона «Михаил Черниговский» второй половины XVI века возвратили первоначальное богатство красок благодаря воссозданию художественного настила тканей и вышивки. Реставрация китайской завесы с изображением танцующего журавля потребовала изготовления сложносоставных нитей из перьев павлина и шелка, которые были свиты из аналогичных материалов. Реставрация кружевного покрывала из тончайшего льна, представляющего собой один из шедевров французского прикладного искусства последней трети  ХVIII века, выполнена виртуозно и максимально деликатно. 

Головные уборы и туфли, стеклярусный каминный экран и кружевной веер, куклы и вышитая бархатная подушка – каждый из предметов декоративно-прикладного искусства имеет свои особенности. Прикладное назначение предметов часто определяет их сохранность. Стеклярусная вышивка, вставленная в каминный экран, подвергалась сильным перепадам температуры и влажности. Шелковые и бархатные туфли были любимыми предметами гардероба, и хозяйки их часто надевали. Народные головные уборы с золотошвейным узором берегли и не просто передавали и из поколения в поколение, а использовали по назначению. Кукла-голландка была подарена императору Александру I летом 1814 года, во время его посещения нидерландского города Заандам (Саардам) «Хозяйка Саардамского дома» обладает богатым гардеробом и множеством аксессуаров. Работы по консервации одежд куклы проводились неоднократно — в 1912, 1948, 1997-98 годах, благодаря чему и сегодня уникальный экспонат можно увидеть на выставке.

Соб. инф.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *