Анна Каренина из Хорвати

Впервые за свою 160-летнюю историю Хорватский Национальный театр привез в Санкт Петербург свой спектакль. Для первых гастролей театр выбрал свой самый популярный балет, поставленный три года назад.

Директор театра Дубравка Вргоч так объяснила решение создать спектакль по мотивам Анны Карениной. «Когда мы решила создать новый балет, мы провели опрос среди публики и особенно молодых зрителей. Оказалось, то самым популярным романом остается «Анна Каренина». Мы не ошиблись. За два с лишним года своего существования этот балет увидели во многих европейских театра, и все спектакли шли с аншлагом».

Во время пресс конференции руководитель балетной труппы Леонард Яковина сказал, что это оригинальный балет и ни в коем случае не является повторением балета, созданного в созданного в 1972 году Майей Плисецкой на музыку Родиона Щедрина. Также он не является версией «Анны Ахматовой» Бориса Эйфмана.

Леонард Яковина охарактеризовал балет как современный, где соединены лексика академического балета и жест и экспрессивность современного танца. То есть его можно отнести к плеяде драматических балетов благодаря тому, что в нем в отличие от отвлеченных балетов модерн есть содержание эмоциональность.

В спектакле этого было сполна. Солистами были не только замечательными исполнителями, но и прекрасными драматическими актерами, которые смогли донести до зрителей драму героев. Тут Анна представлена в ином свете, чем последней киноверсии Шахназарова, где режиссер ее показал истеричкой, с которой в конце концов становится невозможным совместное существование.

Спектакль следует содержанию романа, причем авторы старались поместить на сцену как можно больше сцен и героев. В результате часто героев оказывалось слишком много, и у зрителей возникал вопрос:Who is who? Например иногда на сцене одновременно присутствуют Вронский, Каренин, Стива и Левин. Как их отличить? Режиссер пользуется жестикуляцией, но она нарушает магию танца. Особенно много жестикуляции в партии матери Вронского.

Балетный язык сложный с большим количеством поддержек, дуэты, трио, адажио, но иногда танцовщики напоминают цирковых акробатов, настолько сложны их отдельные движения. Увлекательно представлены сцены ревности Кити и Анны, Вронского и Каренина. Вначале соперники- соперницы находятся по разные стороны сцены, потом они начинают сближаться и наконец сливаются в смертоносном объятии.

В балете использована музыка Чайковского, но не балетная и не оперная. В начале балета звучит Первый концерт для скрипки, потом Шестая симфония, которая по мере развития событий играет все возрастающую роль в жизни героев и танцовщиков. Во втором акте появляется Четвертая симфония, поющая весеннем счастье и о распускающейся природе; она сопоставляется с душой Анны, ожившей, когда на нее нахлынула любовь.

Режиссер с большим уважением отнесся к произведениям Толстого и Чайковского, осуществив спектакль, соответствующий выбранной музыке, эпохе и образу жизни героев.

Постановку осуществил ведущий хореограф театра Лео Муйич. Сценографя была подготовлена Иваном Киринчич, за костюмы отвечал Алан Хранитель. Инсценировка романа была осуществлена Валентиной Турку.

Главные партии исполняли:

Анна Каренина – Наталия Хорснелл, Вронский — Андреа Скифано, Каренин –Гильерме Гамейро Алвеш.

Под звуки скрипичного концерта через зрительный зал пробирается дама в черном и садится на краю сцены. Она смотрит на развертывающиеся перед ней события, отражающие ее жизнь.

Следующая сцены –знаменитый судьбоносный вальс, с первого мгновения противопоставляются Кити в небесно- голубом платье и Анна в черном.

Сцен мелькают быстро, приезд матери, пар от локомотива и вопль погибающего под колесами локомотива сторожа.

Кулисы сцены окружены кривыми зеркала. Танец Анны и Вронского имитируют шесть пар, их движения искажаются зеркалами.

Хорошо представлено отчуждение Анны и Вронского. На сцене два кресла, и постепенно эти кресла расходятся как семейная пара.

Художник по свету создал сложную световую партитуру, регулярно перенося освещение с авансцены в глубину сцены, таким образом усиливая драматизм событий, иногда оставляя освещенными лица и руки действующих лиц.

В финале зрители видят дуэт Анны и Вронского, а потом на сцену падает белая простыня, та самая, которой была накрыта тахта во время болезни Анны.

Первые балеты в Хорватском Национальном театре были поставлены в 1876 году. В 1921 году русская балерина и хореограф Маргарита Фромен стала руководителем балетной труппы, и с этого момента начался расцвет хорватского балета. Расцвет балета совпал с расцветом национального хорватского театра и хорватской оперы В театре выступали такие ведущие артисты как Сара Бернар и Федор Шаляпин. В наши дни солисты театра регулярно выступают в ведущих европейских театрах, включая российские. В прошлом году Санкт Петербургский театр Леонида Якобсона приезжал в Загреб на гастроли.

В Загребе проходит ежегодный театральный фестиваль, в котором тоже участвуют российские исполнители.

Лариса Залесова

Санкт Петербург

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *