Звёздный десант вахтанговцев

Ветер шумит в тополях 6 (1)С 31 марта по 4 апреля на сцене Александринского театра состоятся большие гастроли московского Театра им. Евг.Вахтангова под руководством знаменитого литовского режиссёра Римаса Туминаса. Его спектакли «Дядя Ваня» по Чехову и «Евгений Онегин» по Пушкину, поставленные в этом прославленном театре, в недавнем времени участвовали в программах фестивалей «Балтийский дом» и «Золотая Маска» на наших сценах и произвели настоящий фурор. На этот раз театр привозит четыре спектакля, два из которых – опять же в режиссуре Туминаса.

Откроет гастроли 31 марта и 1 апреля его спектакль «Ветер шумит в тополях» по пьесе современного французского драматурга Жеральда Сиблейраса. Пьеса несколько лет назад получила престижную премию Лоренса Оливье как «Лучшая комедия», остроумные перепалки составляют ткань текста, по-французски изящного, легкого. Герои – престарелые ветераны Первой мировой войны, живущие в богадельне, «уходящая натура», чудаки, с неосуществлёнными амбициями, мечтами, фантастическими планами. Римас Туминас отдал эту пьесу в руки яркого трио – Максим Суханов, Владимир Вдовиченков, Владимир Симонов. Возраст этих талантливейших мужчин «в самом расцвете сил» (как говаривал Карлсон) никак не совпадает с возрастом старичков-балагуров из пьесы, но именно этот художественный приём даёт «воздух» истории о людях, стоящих перед лицом вечности. Один из героев философично высказывает наблюдение: «Подавляющее большинство мужчин — мрачные кретины». Уверяю вас: к мужчинам, создавшим этот спектакль, это не относится! Главная мысль постановки – долой уныние! Герои ищут ответы на вопросы о мужестве, гордости, любви, сострадании, и в этой многокрасочности заключена мощная энергетика, которая перехлестывает через рампу и захватывает зрителей.

4 апреля в знаменитом, уже ставшим сценической классикой, спектакле Туминаса «Маскарад» в ролях лермонтовских героев предстанут Евгений Князев, Лидия Вележева, Леонид Бичевин, Мария Волкова, Юрий Шлыков и другие. Маскарад – это игра с судьбой, здесь убивают словом, сплетней, чтобы потом, сняв маску, пролить «горькие слезы сострадания». Стремительный вихрь маскарада затягивает, придает отваги и порой лишает рассудка. Режиссёр развернул действие пьесы в пространстве петербургского Летнего сада в зимнюю пору, мраморная красота под хлопьями снега кажется совсем неприютной. Чего только стоит Нина, застывшая над собственной могилой в виде надгробного памятника, или снежный ком, который с каждым новым актом становится больше, а в финале, срываясь, подминает под собой гордеца Арбенина. И сам герой рядом со статуей убиенной жены превращается в точно такое же скульптурное изваяние. У Туминаса и его артистов получился печальный трагифарс, кружащийся под звуки легендарного вальса Арама Хачатуряна, через десятилетия возвратившегося на сцену театра им.Вахтангова (ведь именно к вахтанговскому спектаклю «Маскарад» 1941-го года он был сочинён композитором). Театралам интересно будет сравнить спектакль Туминаса с недавней премьерой «Маскарад. Воспоминания будущего», поставленной Валерием Фокиным на Александринской сцене. Вечная классика — прекрасный повод для совершенно непохожих сценических решений.

Ещё один повод для сравнения будет 3 апреля – «Дядюшкин сон» по повести Ф.М.Достоевского. Спектакль поставил режиссёр Владимир Иванов как бенефис выдающегося артиста Владимира Этуша. Пятнадцатый год с неизменными аншлагами идёт постановка на вахтанговской сцене. В паре с Этушем–Князем К. в роли Москалёвой – блистательная Мария Аронова. Конечно, наш петербургский дуэт этих же героев из спектакля БДТ им.Г.А.Товстоногова – Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих – не менее уникален. Нам даётся возможность сопоставить интерпретации двух театральных столиц. Московский спектакль – зрелище по-вахтанговски яркое, в котором интонации водевильные, доходящие порой до гротеска и фантасмагории, переходят в тона, окрашенные печалью и грустью о несовершенстве мира и человека. По сути, театр представляет зрителям «человеческую комедию» в провинциальном русском городе Мордасове, где предприимчивая «наполеонша» Москалёва, первая дама городка, решает всеми правдами и неправдами выдать за ветхого князя единственную дочь Зиночку (в этой роли акварельно работает Анна Дубровская, которую мы полюбили в роли Елены Андреевны в чеховском «Дяде Ване» Туминаса). В финале «Дядюшкиного сна» князь Этуша снимает парик и, слыша последний для себя бой часов, обращается в зрительный зал: «Зачем я жил? Ради чего я прожил всю свою жизнь? Почему эта жизнь так коротка?.. Я только теперь начинаю жить… Господи, зачем ты привел меня сюда?.. Прости мою грешную душу, Господи…» Потрясенный зал в едином порыве встает и долгими восторженными аплодисментами благодарит Артиста. У нас с вами тоже будет такая возможность.

Ещё один великолепный вахтанговский корифей выйдет на александринские подмостки 2 апреля в спектакле «Посвящение Еве» по пьесе популярнейшего современного французского драматурга Эрика-Эммануэля Шмитта «Загадочные вариации». Режиссёр Сергей Яшин пятнадцать лет назад со снайперской точностью выбрал артиста на роль нобелевского лауреата писателя Абеля Знорко (роль-то была написана ни много ни мало – для Алена Делона!) – им стал Василий Лановой. История столкновения двух мужчин (партнёр Ланового – артист Евгений Князев), любивших одну женщину, — настоящий детектив, и мы не будем раскрывать его удивительные непредсказуемые повороты. Главное — это спектакль тонкого партнерства двух мастеров, они словно вдохновляются игрой друг друга. Кстати, если продолжить тему о возможности истинным театралам провести сравнительный анализ, то можно вспомнить спектакль БДТ по этой пьесе, где в интеллектуальном и жарком споре о цене за любовь сходились Андрей Толубеев и Валерий Дегтярь.

Г.У.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *